Как сказал на пресс-конференции президент ПКР Владимир Лукин, Россия заняла на играх 3-е место, хотя по официальным данным Международного Паралимпийского комитета в общем зачете Россия стоит на 5-м, уступая Германии, США, Норвегии и Австрии, а по количеству медалей - на 4-м, пропустив вперед лишь США, Германию и Австрию.
Всего россияне участвовали в трех видах программы: лыжных гонках, биатлоне и горных лыжах и завоевали 21 медаль, в том числе 7 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых. Особенно отличились российские спортсмены в лыжных гонках, где им достались 18 наград разного достоинства.
Как сказал Лукин, впервые российские паралимпийцы были экипированы на хорошем уровне. Однако проблемы, которые сейчас наиболее распространены в паралимпийском движении - нехватка финансирования и отсутствие смены возрастным спортсменам - остаются, и их надо решать.
Как сказал вице-президент ПКР Олег Смолин, на организацию подготовки и участия российских спортсменов в Паралимпийских играх из федерального бюджета были выделены 30 млн рублей. Тем не менее, по словам его коллеги заместителя председателя Госкомспорта РФ Николая Ленца, причина неучастия россиян в некоторых видах паралимпийской программы оказалась в нехватке денег.
Так, например, биатлонисты готовились к соревнованиям без винтовок, лыжные мази для лыжников были закуплены всего лишь за день до вылета в Солт-Лейк-Сити. А горнолыжники вынуждены были потратить все свои суточные на аренду домика рядом с тренировочной базой и лыжными трассами, для того, чтобы не испытывать ежедневных перегрузок спуске-подъеме на гору. Питались же они в основном "сухим пайком".
Как распределились средства, отпущенные государством на подготовку сборной России, руководители ПКР ответить не смогли, ссылаясь на то, что у ПКР на настоящий момент нет структуры и аппарата. Ленц заметил лишь, что Госкомспорт не может контролировать распределение денежных средств в ПКР.
В Паралимпиаде принимали участие спортсмены-инвалиды из 13 регионов России, и как выяснилось, практически половина регионов - помогали своим спортсменам в подготовке и закупке оборудования.
Еще одна проблема - это вознаграждение паралимпийских чемпионов, их лидеров и тренеров за полученные медали в Паралимпиаде. Впервые российским паралимпийцам стали давать вознаграждение лишь после Летних Паралимпийских игр, проводившихся в 2000 году в Сиднее. Сейчас вознаграждение составляет десятую часть от сумм, выплачиваемых олимпийским чемпионам.
По мнению Олега Смолина, это ущемляет права паралимпийцев. Например, Украина, Белоруссия и другие страны выделяют фонд для гарантированного вознаграждения паралимпийцев, объем которого сопоставим с олимпийским. Так что олимпийцы и паралимпийцы других стран имеют практически равные премиальные.
Помимо проблемы вознаграждения существуют и трудности с постройкой и реконструкцией спортивных сооружений по международным стандартам, которыми могут пользоваться инвалиды. Без постройки таких спортивных сооружений и стадионов Москва не сможет претендовать на столицу Олимпийских игр 2012 года, так как Паралимпиада является естественным продолжением Олимпиады.
Глава делегации российских паралимпийцев, генеральный секретарь ПКР Флюр Нурлыгаянов в свою очередь отметил, что пока не будет достигнута консолидация внутри общественных организаций в ПКР, среди которых Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Всероссийское общество глухих (ВОХ) и другие, и пока нет структуры ПКР - ощутимых результатов ждать не приходится.
"Пока сами инвалиды не поймут, что нужно, пока они не объединятся - мы не придем к тому, чтобы создать нормальный спорт инвалидов", - добавил Нурлыгаянов.
ПКР был создан в 1996 году, и за 6 лет существования не было создано ни структуры, ни аппарата, ни офиса, ни региональных представительств. Вся надежда на Паралимпийское собрание и перевыборы руководства ПКР, которые пройдут 26 апреля.