Рейтинг@Mail.ru
К 85-летию подписания императором Николем Вторым манифеста об отречении от престола - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

К 85-летию подписания императором Николем Вторым манифеста об отречении от престола

Читать ria.ru в
15 марта 1917 года (по старому стилю 2 марта) - одна из наиболее драматических страниц в истории России.

В ночь со 2 на 3 марта в царском поезде, в тупике железнодорожного вокзала Пскова состоялся акт отречения от престола последнего российского императора Николая Второго. Царь держался спокойно и хладнокровно, несмотря на то, что подписание манифеста далось ему нелегко, учитывая его нерешительный, мягкий и в некотором роде инфантильный характер. Николай Второй "не обладал должной для правителя властностью", как отмечали его современники.

Предназначенный со временем стать повелителем величайшей империи мира, Николай слишком долго, почти до самого восшествия на престол сохранял восприятие жизни, ограниченное своего рода "стенами детской". Некоторые черты инфантильности в его духовном облике отмечали и многие современники. Его жизненные интересы замыкались в узком кругу близких людей, в общении с ними находил он требуемую опору и даже защиту от незнакомого и пугающего мира, враждебное дыхание которого в эти годы уже ощущало царствующее семейство. Это не значит, что у Николая не было своего круга общения. Он существовал, и помимо родных братьев и двух двоюродных дядей - великих князей Александра и Сергея Михайловичей, в него входили сверстники - дети близких к его отцу министра двора графа И.И.Воронцова-Дашкова и графа С.Д.Шереметева. Участники этой молодежной компании получили прозвище "картофель" - от печеной на углях костра картошки, которой часто заканчивались летние вечера в Гатчинском парке. Однако этот кружок слишком долго сохранял детский характер - даже будучи взрослым, всего за два года до вступления на престол, Николай с "картофелем" мог провести целый вечер за игрой в прятки и веселой беготне друг за другом.

Судьба не отвела Николаю тех лет возле трона отца, в течение которых наследники российского престола, постепенно приобщаясь к делам, овладевали трудными навыками государственного управления. Но зато она в избытке дала ему другое - вынесенное из детства редкое ощущение семейного тепла и уюта, которое хотелось повторить в собственной самостоятельной жизни. Воспитанный примером своих родителей, Николай уже в двадцать с небольшим мечтал жениться и ощущал "потребность свить и устроить свое гнездышко".

Быть может, истинным талантом Николая был талант не главы государства, а главы семьи. В качестве мужа и отца император был безупречен. После его отречения, в период работы Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, со слов многих близко знавших его современников был сделан вывод: Николай - однолюб, никогда не изменявший жене. Причем его верность носила характер настоящей рыцарской преданности избраннице. "Николай Второй не только любил жену, - писал генерал Мосолов, - он был в нее положительно влюблен, даже с легким оттенком ревности к вещам, к занятиям и людям, отвлекающим ее внимание от него..." Свою роль в том, что император принял решение об отречении, повлияла в том числе и болезнь детей. Беспокойство о здоровье детей и страх перед опасностью, угрожавшей семье со стороны мятежников, ложились на него тяжким бременем именно в тот момент, когда от него требовалось наивысшее напряжение сил для принятия самых ответственных решений. Утратив способность передвижения из-за болезни детей, августейшая семья оказалась прикованной к бунтующей столице.

После отречения от престола Николай поселился в Александровском дворце как частное лицо. Позже он запишет в дневник: "Во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого". Последние слова в дневнике царя содержат столько отчаяния и трагизма: "Кругом измена, трусость и обман".

Так, 2 марта 1917 года император Николай Второй отрекся от престола, передав его не наследнику Алексею, а брату Михаилу Александровичу, который на следующий день отказался от престола и подписал манифест, согласно которому форма правления в России должна была быть определена Учредительным собранием.

/По материалам Редакции информационно-справочного обеспечения РИА "Новости", 15 марта/.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала