Вопрос о стратегии России на переговорах с ВТО обсуждался сегодня в закрытом режиме, однако лейтмотив обсуждения с самого начала лаконично обозначил премьер-министр Михаил Касьянов: "больше преимуществ, меньше уступок". "Мы должны получить положительный баланс между преимуществами, которые получим от вступления, и уступками, на которые мы можем пойти", - продолжил свою мысль глава кабинета. В противном случае, как и следует ожидать, присоединение России в ВТО может оказаться под вопросом.
Впрочем, к такому, явно неблагоприятному, развитию событий в российском правительстве никто, разумеется, не стремится. Новый раунд переговоров о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации, которая контролирует свыше 90 процентов мировой торговли, начнется, как ожидается, в Женеве 17 марта и завершится уже к концу лета представлением доклада России к ВТО. Это будет своеобразный проект коммерческого контракта, в котором будут оговорены основные условия нашего присоединения, согласованные со всеми заинтересованными сторонами.
Параллельно в России будет идти работа по законодательной подготовке к вступлению в ВТО. Она затронет гражданское законодательство (в части защиты коммерческих прав интеллектуальной собственности), приведет к серьезной переработке действующих сегодня таможенных правил, что увенчается, вероятно, введением в действие нового Таможенного кодекса.
Но едва ли не самую большую часть работы придется проделать на направлении стандартизации российских товаров. Даже сейчас очевидно, что развитие торговли только с Европейским союзом (а уже сегодня на его страны приходится свыше 40 процентов российского внешнеторгового оборота) неминуемо поставит перед Россией жесткий вопрос о стандартизации и унификации ее экспортной продукции. При этом нам едва ли надо дожидаться, следуя известной пословице, того часа, когда грянет гром. Ведь при определенном стечении обстоятельств можно уже через год, два или три триумфально вступить в ВТО, а российскую продукцию, не соответствующую европейским стандартам, все равно не будут пускать на европейские, а возможно, и на какие-то другие рынки. И вовсе не из-за торговой конкуренции, и даже не из-за демпинга, а просто потому, что она не соответствует европейским или каким-то другим стандартам.
Между тем, многое можно сделать заранее, не дожидаясь неурядиц и встречных санкций. Рассмотренный на сегодняшнем заседании правительства законопроект "Об основах технического регулирования в Российской Федерации" как раз и нацелен на такое опережающее развитие событий. По оценкам специалистов, действующая сегодня в России система технического регулирования и контроля чрезвычайно запутана и громоздка - формально в стране действуют 60 тысяч отраслевых и государственных стандартов. Упростить и оптимизировать эту махину, сблизить ее с европейской практикой - сверхзадача утвержденного сегодня правительством законопроекта.
Основной же итог сегодняшнего заседания кабинета министров, как представляется, - это формальное одобрение директив для женевского раунда переговоров. Они касаются, прежде всего, доступа на российский рынок товаров, услуг и продукции сельского хозяйства.
Гражданские авиастроители, получившие недавно неприятный сюрприз из стран ЕС в связи с повышенной "шумностью" двигателей ряда российских самолетов, очевидно, смогут рассчитывать на поддержку правительства. Без нее, вероятно, не останутся и отечественные сельхозпроизводители, хотя некоторые эксперты не исключают, что защитить отстаиваемый сейчас правительством уровень государственных дотаций отечественному сельскому хозяйству будет перед лицом ВТО крайне трудно. Нелегко, судя по всему, придется и автомобилестроителям, которые после вступления России в ВТО столкнутся с жесткой конкуренцией как со стороны мировых автогигантов, так и со стороны просто хорошо сохранившегося и популярного в России импортного автомобильного "секонд-хэнда".
Еще один важный шаг, сделанный сегодня правительством, вполне в духе ВТО. На заседании кабинета министров был одобрен законопроект о защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров. Он приведен в максимальное соответствие с нормами Всемирной торговой организации. Теперь представители любой отечественной отрасли могут с помощью Минэкономразвития провести соответствующее расследование и, при положительном исходе, добиться мер, защищающих их от, как им кажется, недобросовестного импорта.
Разумеется, все принятые сегодня меры - это всего лишь подготовительные шаги для большого и трудного перехода России к правилам ВТО, которая сегодня, кстати, в связи со "стальными скандалами", переживает не самые лучшие времена. Обнадеживает, между тем, то, что шаги эти делаются. Причем регулярно и без задержек.