Как отмечают в Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ, этот самолет стал своего рода уникальной машиной. Он создавался в одно время с авиалайнерами Ту-104, Ан-10, Ту-114, однако его самолеты-ровесники сегодня существуют лишь в виде "технических экспонатов" в авиационных музеях. В то же время Ил-18 продолжает трудовую деятельность.
Его долговечность объясняется, даже по современным меркам, высокими техническими и эксплуатационными характеристиками: расход топлива на час полета не превышает 2-2,2 тонны. У сравнимого по классу Ту-104 этот расход превышал 4,5 тонны.
Скорость турбовинтового Ил-18 ниже, чем у современных реактивных пассажирских самолетов, однако дальность его полета достигает 6,5 тыс км, он способен садиться на полосы длиной до 1 тыс 500 метров.
На Ил-18 установлено 14 мировых рекордов. В частности, за 80 часов с 12 промежуточными посадками он в 1970 году совершил кругосветный полет.
В нашей стране выпущены около 650 самолетов этого типа, около 100 из них еще в советское время поставлены за рубеж. В настоящее время в России в эксплуатации находится до 60 этих машин. По мнению авиационных специалистов, при замене двигателей, ряда приборов авионики и навигации, самолет Ил-18 вполне еще может послужить на внутренних авиатрассах до 2010 года.