Г-н Генеральный Секретарь, в каком состоянии сейчас находится подготовка к созданию нового совместного органа Россия-НАТО "в формате двадцати"? Насколько реально начало его функционирование после проведения встречи министров иностранных дел е мае этого года в Рейкьявике?
- В декабре прошлого года министры иностранных дел стран НАТО и России задались "целью создания нового совета, объединяющего Россию и государства-члены НАТО, чтобы определять и реализовывать возможности для совместных действий в формате 20" и выразили надежду, что такой совет будет создан к их встрече а Рейкьявике а мае 2002 г. или ранее. Это весьма жесткие сроки, но мы в НАТО намерены их соблюдать. С декабря месяца наши эксперты включились в сложную работу, стараясь детально обосновать механику функционирования такого органа. Мне известно, что наши российские коллеги занимаются тем же самым.
> Однако важно также иметь в виду, что сами по себе новые структуры не принесут с собой фундаментальных перемен в наших отношениях. Этому учит нас пятилетний опыт работы Совместного постоянного совета Россия-НАТО. Вместе мы можем и должны сделать многое, но достижение успеха потребует новых подходов, большего доверия и уверенности со всех сторон. Союзникам по НАТО необходимо видеть в России желанного и неотъемлемого члена сообщества западных государств, так же как и России необходимо отказаться от отживших понятий буферных зон и равновесия сил.
В последнее время в Брюсселе много говорят о возможности совместной борьбы НАТО и России против терроризма. Терроризм - вполне конкретное явление. Несколько конкретным может быть сегодня ответ на его вызов в рамках сотрудничества между НАТО и Россией?
- Теракты, совершенные против Соединенных Штатов, были сигналом к пробуждению в отношениях НАТО и России. Они со всей жестокостью указали на то, о чем многие из нас, с обеих сторон, знали многие годы: вызовы, брошенные сегодня нашей безопасности, объединяют союзников по НАТО и Россию больше, чем наследие прошлого нас разъединяет. Неспособность к сотрудничеству не просто пагубна, она может быть откровенно опасной, поскольку подвергает нас повышенному риску.
> Когда в декабре прошлого года министры иностранных дел НАТО и России встретились в Брюсселе, они "осудили терроризм во всех его проявлениях" и договорились, что не пожалеют "усилий для того, чтобы привлечь к ответу исполнителей, организаторов и спонсоров таких действий и победить зло терроризма". И совсем недавно мы вместе с Министром обороны РФ Сергеем Ивановым провели совместное совещание представителей России и НАТО, посвященное роли военных в антитеррористической борьбе, на котором рассматривались возможные пути еще более тесного сотрудничества.
НАТО и Россия выполняют комплексную программу сотрудничества, концентрируясь на тех сферах, где мы, действуя совместно, можем дополнить усилия, предпринимаемые на других международных форумах. У нас начался регулярный и откровенный обмен мнениями, в том числе и на уровне старших должностных лиц, по всему спектру проблем угрозы терроризма, включая угрозу распространения ядерного, биологического и химического оружия. Мы изучаем возможности углубления сотрудничества в области чрезвычайного гражданского планирования путем проведение совместных учений по преодолению последствий для гражданского | населения крупномасштабных терактов. Мы также изучаем возможности повышения уровня нашего научно-технического сотрудничества в области совершенствования нашей способности выявлений терактов с применением оружия массового поражения и защиты от него. В этой области Россия способна привнести свои большие знания и опыт. Есть и другие продуктивные области практического сотрудничества. Но следует также помнить, что терроризм - проблема многоплановая, требующая многогранного подхода. За пределами официальных рамок сотрудничества между собой НАТО, ее члены и Россия участвуют в целом ряде международных форумов и сотрудничают на двусторонней основе, занимаясь правовыми, финансовыми, экономическими и другими аспектами антитеррористической борьбы.
Когда США планировали свою антитеррористическую кампанию в Афганистане, они предоставили НАТО и мировому сообществу доказательства причастности Усамы бен Ладена и сети "Аль-Каида" к терактам в Америке. Это стало одним из аргументов в пользу применения Статьи 5 Вашингтонского договора. Ныне подобные операции могут проводиться США в ряде других стран. Должны ли будут США, рассчитывая заручиться поддержкой НАТО, предоставлять столь же убедительные доказательства угрозы, исходящей из этих стран?
- Проведенная Соединенными Штатами военная кампания в Афганистане с участием нескольких государств-членов НАТО и при практической поддержке НАТО по ряду мероприятий в соответствии со Статьей 5 Вашингтонского договора была лишь одной из составляющих всеобъемлющей глобальной борьбы по уничтожению угрозы терроризма. Президент Буш четко заявил об этом сразу после событий 11 сентября, а подробные консультации, проведенные в рамках Севароатлантического союза и в рамках механизма взаимодействия НАТО и России, подтвердили это. Сама по себе "Аль-Каида" представляет собой крупную, хорошо организованную сеть, действующую по существу в глобальном масштабе, и она, ни в коем случае, не единственная. Полагаю, что на данном этапе не следует строить предположения о будущих мерах - будь то политических, экономических, правовых или военных - или о той позиции, которую займет НАТО в отношении подобных мер. Брифинг, с которым выступили США перед союзниками (а также и перед представителями России) давался в обстановке применения Статьи 5 Вашингтонского договора. Информация, предоставленная нашими американскими коллегами, означала подтверждение того, что теракты 11 сентября действительно направлялись не с территории Соединенных Штатов, и что по этой причине Статья 5 применима.
Министр обороны России Сергей Иванов в последнее время неоднократно указывал на двойные стандарты Запада в решении проблемы терроризма. В частности, он говорил об этом на совещании представителей НАТО и России в Риме. Как вы на это смотрите?
- Проблема в том, что попытки устранить "двойные стандарты" упираются в понимание каждым по-своему, каким должен быть "единый стандарт". Меня, по правде говоря, весьма разочаровало желание прессы сделать акцент именно на этих высказываниях, поскольку римское совещание на самом деле подтвердило, что в наших подходах очень много общего. Мы согласны в том, что одни военные не могут самостоятельно решить проблему терроризма, что только стратегия на широкой основе, включая политические, экономические и правоохранительные меры, направленные на искоренение проблемы, смогла бы обеспечить возможность достижения положительного и долгосрочного результата. Мы согласны в том, что необходимо углубленное сотрудничество, как между союзниками по НАТО и Россией, так и между гражданскими и военными властями, отвечающими за разные участки борьбы. В какой-то момент Г-ну Министру и мне пришлось объяснить участникам, что, хотя зачастую мы с ним говорим одно и то же, мы не согласовывали свои высказывания заранее.
> Тем не менее, естественно, что не во всем мы сходимся во мнениях. Не секрет, что между союзниками по НАТО и Россией существуют серьезные разногласия в отношении определенных аспектов чеченской операции. Мы поддерживаем право России на защиту своей территориальной целостности и своих граждан от терроризма. В то же самое время мы выражаем озабоченность в связи с большим числом жертв среди гражданского населения и настойчивой информацией, поступающей, в том числе, от чеченского руководства, о нарушениях прав человека российским войсками. Если террористы заставят нас отказаться от принципов, за которые мы выступаем, значит, они победили.
В последнее время стало обычным делом освещать успешное развитие отношений между Россией и НАТО. Но реальность далеко не идеальна. В любом, даже самом успешном деле есть всегда что-то, что оставляет желать лучшего, что тормозит прогресс. Как бы вы определили это "что-то" в отношениях между Россией и НАТО?
- Самая желанная для меня перемена в отношениях между НАТО и Россией - это новый настрой с обеих сторон. Старые привычки медленно отмирают. А привычка к взаимному страху и недоверию между союзниками по НАТО и Россией - одна из самых старых из всех. У нее долгая, более чем полувековая, и сложная история. Официальные механизмы сотрудничества, те которые заложены в Основополагающем Акте Россия-НАТО, сами по себе не могут преодолеть такое тяжелое наследие, если не будут подкреплены новыми настроениями.
> В последние десять лет союзники по НАТО и Россия пытались выработать привычку к сотрудничеству. В некоторых областях, таких как взаимодействие тысяч солдат и офицеров НАТО и России, которые бок о бок несут службу по обеспечению мира и стабильности на Балканах, нам это удалось. Это не всегда было просто. Но событие 11 сентября прошлого года показали нам, что это было необходимо. По большому счету, угроза терроризма и прочие вызовы нашей безопасности брошены нам всем. Они требуют невиданного ранее уровня сотрудничества между союзниками по НАТО и Россией, и они не станут дожидаться, пока мы преодолеем наши старые подозрения в отношении друг друга.
Являются ли россияне трудными партнерами для НАТО? И как складываются ваши личные отношения Генерального секретаря Североатлантического союза с Москвой?
- Вопрос не в том, являются ли Россия и НАТО трудными партнерами друг для друга. В любых отношениях бывают взлеты и падения. Главное, что нельзя упускать из виду, - это то, что мы нужны друг другу как партнеры. Как однажды было сказано: мы "обречены на сотрудничество". Без тесного сотрудничества нам просто не дать исчерпывающий ответ на сегодняшние угрозы Слишком много невинной крови было пролито по вине террористов. Я лишь надеюсь, что нам удастся быстро сомкнуть ряды в борьбе с распространением оружия массового поражения или других угроз современности, чтобы снизить вероятность новых трагедий.
>Как Генеральный секретарь НАТО я поставил на одно из самых главных мест в своей работе партнерство Североатлантического союза с Россией. Я с удовольствием принял приглашение Президента Путина посетить Москву в феврале 2000 г, чтобы подвести жирную черту под тем, что было спадом в отношениях НАТО-Россия - их "замораживанием" после кризиса в Косове, Мне было приятно видеть открытие Информационного центра НАТО в Москве, и я с нетерпением жду открытия Военной миссии связи НАТО ближе к концу текущего года. У меня сложились хорошие деловые отношения с Президентом Путиным. с Министром обороны Сергеем Ивановым и с Министром иностранных дел Игорем Ивановым. И это потому, что мы все видим в сильной и уверенной в себе России жизненно важную часть евроатлантического сообщества, объединенного общими интересами и общими ценностями. Многое разделяло нас в прошлом, но еще больше объединяет нас сегодня.
Интервью подготовил корреспондент РИА "Новости" в Брюсселе Виктор Онучко.