Споры о Седьмой симфонии, которую народ тут же переименовал в "Ленинградскую", не утихают до сих пор. Многих музыкальных критиков по-прежнему мучает вопрос: что это - ответ на нападение Гитлера или произведение, отражающее многолетние раздумья автора? Сам Шостакович позднее признавался, что симфония была им задумана еще до начала войны. "Я думал о других врагах человечества, сочиняя эту тему, - писал он. - Фашизм мне ненавистен, и не только немецкий, но всякий. Я испытываю неизмеримую скорбь за всех, кого убил Гитлер. Но не меньшую скорбь за тех, кто погиб по приказу Сталина..." Контуры своей знаменитой симфонии композитор начал записывать тревожным летом 1941-го. И все-таки ее радостное и светлое начало берет истоки из мирного вчерашнего дня. Но вскоре страшные, мертвенные, металлически-четкие шаги застучат в музыке, с предельно жуткой экспрессией передавая "нашествие". Динамическое нарастание на неизменном ритме, своего рода неотвратимое наваждение, достигнет апогея и выльется ожесточенной битвой. И далее - картина траура, горести, плач о герое - безысходно печальный монолог фагота.
В Седьмой симфонии запечатлены и горькие поражения, и парения философской мысли, и патриотические чувства, и боль крушения идеалов, и скорбь о миллионах сломленных человеческих жизней. "Большинство моих симфоний - это надгробные памятники. Я готов посвятить музыкальное сочинение каждой жертве. К несчастью - это невозможно. Я посвящаю им всю мою музыку", - писал Шостакович. Свою Седьмую великий мастер посвятил всем жертвам бессмысленного политического террора.