Очевидно, что особое внимание мировых и российских СМИ будет приковано к Москве, поскольку это первое "появление" главы католической церкви в столице России, происходящее к тому же сразу после резкого обострения отношений между Ватиканом и Русской православной церковью.
Об отношениях между Православием и Католицизмом за многие века написаны миллионы и миллионы страниц. И еще будет написано не меньше самыми страстными проповедниками и тонкими специалистами. Сейчас взяться за перо заставляет одно обстоятельство: субботнее событие вызовет, к сожалению, гигантскую волну невежественных комментариев.
Вера всегда субъективна. Консервативный православный человек имеет полное право в соответствии с заветами предков радикально отрицать "латинство". Для либерального православного важнее полнота таинств, присутствующая в Католицизме, или близость социальных доктрин обеих церквей. Беда в том, что большинству российского общества, реально не живующему церковной жизнью, почти не предложено никакого стороннего, третейского взгляда.
Недавние резкие протесты РПЦ вызваны преобразованием 4 существующих католических апостольских администратур в епархии в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Администратор католиков латинского обряда европейской части России Тадеуш Кондрусевич становится Митрополитом с архиепископией в столице России.
Возможно, что католическая церковь имеет все формальные права для преобразования своей внутренней структуры. А протест российского министерства иностранных дел по этому поводу обречен остаться в истории неприятным дипломатическим казусом. МИД не может становиться ни на одну из сторон в межконфессиональном споре.
Очевидно и понятно стремление апостольских администратур "вырасти" во "взрослую" структуру.
Когда Русская Православная Церковь обвиняет католиков в "прозелитизме" /обращение православных в католичество/, то это не подтверждается фактами. Такие действия прямо не рекомендуются Ватиканом, что логично: обряд православного крещения признается им как реально совершенное таинство. А расширять свою паству среди неверующих не просто право, но прямая обязанность любой христианской церкви.
Тем не менее, принятое главой Римско-Католической Церкви решение отличает одна подробность, неприятная не только верующему православному. Оно страдает недостатком такта. А это в делах духовных, культурных, исторических подчас хуже любого злонамеренного поступка.
Собственно, почему Ватикан и его глава претендуют на вселенское господство? Евангелие от Матфея приводит следующие слова Христа Симону: "И Я говорю тебе: ты - Петр (петрус-камень, скала), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". (Гл.16. Ст.18). Петр стал первым епископом Рима. Нынешний Папа - 264-й, кто занимает эту кафедру.
Православные не меньше католиков уважают Петра, признают римскую епархию петровой, но находят возражения против всевластия и "непогрешимости" нынешних Пап.
Но не в этом дело. Главное заключается в том, что у Москвы тоже неплохо с историческим преемством и с заслугами перед всемирным христианством. Можно не знать инока псковского Елиазарова монастыря Филофея, провозгласившего "Москва - Третий Рим", но и сегодня гербом России служит двуглавый орел Византии. И достался он не как трофей, а как символ миссии оставаться единственным христианским государством на востоке Европы, покровительствующим и подчас освобождавшим единоверцев, подпавших под турецкую власть.
Исторические символы становятся национальной символикой, чью врачующую способность и грозную мощь с такой силой демонстрируют сейчас американцы.
Учреждая католическую епархию в Москве - столице государства двуглавого орла - Рим допускает чудовищную бестактность действительно вселенского масштаба.
Да, в современном мире древнейший принцип "один город - один епископ" не может быть соблюден. Но он может и должен сохраниться для двух главных кафедр "церквей-сестер" (определение II Ватиканского собора).
РПЦ способна учредить православного епископа в Риме. Однако это тоже будет оскорбление, вызов, скандал.
Причем очевидно, что через сколько-нибудь лет придется и московскую и римскую кафедры все равно придется ликвидировать - не враждовать же церквям третье тысячелетие, как они воевали все второе!
Русской православной церкви не стоит быть жалующейся стороной: пока что у православия "прозелитизм" в Европе получался лучше, чем у католиков в России.
Многим в России пришлось бы по душе, если бы Патриархия выступила с предложением исправить ошибку Ватикана. Например, помочь католикам восстановить некогда сгоревший интерьер католического собора на Невском проспекте. По мнению ряда российских теологов, наверное, представителю престола Святого Петра в России "было бы достойно и удобно" в городе Петра Великого.