Кабинет министров одобрил в целом пакет законопроектов, которые в будущем должны составить правовой каркас реформирования российской электроэнергетики. И хотя для окончательной притирки деталей и согласования позиций правительство отвело себе еще две недели, вывод очевиден: сделан очередной шаг по созданию в России коммерческого рынка электроэнергии.
Это событие, вероятно, можно рассматривать как своеобразный сигнал для остальной экономики, ведь влияние на нее РАО "ЕЭС России" настолько всепроникающе, что любые изменения у энергетиков эхом отзываются в других отраслях. На это указал и премьер-министр Михаил Касьянов, напомнивший, что "реформа электроэнергетики связана с другими структурными преобразованиями в экономике".
Постепенное превращение электроэнергии в полноценный товар, подчиняющийся пунктам обычного договора купли-продажи, вплоть до 2004 года будет происходить, как и намечалось ранее, путем создания оптовых генерирующих компаний. Пока этот процесс задерживается: согласование правил оптового рынка электроэнергии сопровождается дискуссиями - как внутри кабинета министров, так и между правительством и представителями РАО "ЕЭС России". Один из основных вопросов - кому и в каких случаях должно принадлежать решающее слово в определении цены электроэнергии. Коммерческий приоритет рынка не подвергается сомнению, однако правительство намерено оставить за собой право в отдельных случаях прибегать к его регулированию.
Это неудивительно: по ряду хорошо известных обстоятельств, связанных с географическим положением России, особенностями ее исторического развития и т.п., электроэнергия у нас до сих пор является не столько товаром, сколько фактором жизнеобеспечения населения. Резкий переход к рыночным принципам в этой сфере может иметь неблагоприятные социальные последствия.
Вместе с тем, обращает на себя внимание сегодняшнее заявление замминистра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. Он подчеркнул, что правительство "не намерено превращать энергоснабжение в собес и будет добиваться соблюдения договорной дисциплины". Государство, по его словам, намерено вмешиваться в процесс энергоснабжения лишь в исключительных случаях - таких, как резкий скачок цен, авария или острый дефицит электроэнергии.
Что же касается общего контура реформы, то он остается неизменным: по мере продвижения к рынку электроэнергии российская энергетическая монополия будет поделена. В результате реструктуризации РАО "ЕЭС России" должны заработать самостоятельная федеральная сетевая компания, система диспетчерского управления федерального уровня, Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии, генерирующие и сбытовые компании. К 2004 году должны быть созданы десять конкурирующих друг с другом предприятий по производству электроэнергии. А к 2008 году рыночные принципы должны быть распространены и на остальные предприятия электроэнергетики.
Приблизительно через две недели, как объявил Анатолий Чубайс, после доработки в правительственной комиссии, пакет законопроектов, очевидно, пройдет еще одну проверку на заседании правительства и будет внесен в Государственную Думу.
Теоретически энергетические законы, до сих пор вызывающие немало споров, могут оставаться в стенах парламента довольно долго. Однако есть большая вероятность того, что сроки их принятия не превысят критических значений - ведь главная политико-экономическая дискуссия по реформе электроэнергетики, состоявшаяся в прошлом году, уже привела к общему выводу: полноценный коммерческий рынок электроэнергии в России должен быть создан.