Как передает корреспондент РИА "Новости", местные средства массовой информации указывают, что, вопреки ожиданиям, в этом выступлении практически не упоминалась наделавшая столько шума в последние дни инициатива саудовского наследного принца Абдаллы, а оно было почти целиком посвящено возложению вины на Израиль за продолжающееся кровопролитие на Ближнем Востоке. То есть, как, в частности, указал израильский министр иностранных дел Шимон Перес, в его ведомстве от выступления ждали "совсем иных интонаций".
Последние мирные предложения принца Абдаллы касались двух пунктов - отхода Израиля к границам июня 1967 года и установления после этого полномасштабных дипломатических отношений между еврейским государством и арабскими странами.
Израиль занимает многие оккупированные им 35 лет назад палестинские территории Западного берега реки Иордан и захваченные у Сирии Голанские высоты.
В результате военных действий в 1967 году израильские войска заняли и Синайский полуостров, вплоть до Суэцкого канала, однако после подписания мирного соглашения с Египтом и установления дипломатических отношений между двумя странами еще в конце семидесятых годов эти территории были возвращены Каиру.
Около двух лет назад многие наблюдатели не исключали, что и при проведении серьезных переговоров между израильтянами и палестинцами, а также между израильтянами и сирийцами, могут быть решены и остальные проблемы взаимоотношений евреев и арабов на Ближнем Востоке, и в регионе установится прочный мир.
Однако в 2000 году сторонников мирного процесса ожидали большие разочарования. Еще весной стало понятно, что срывается израильско-сирийский диалог, а позже в полный тупик зашли и проводимые при посредничестве тогдашнего президента США Билла Клинтона израильско-палестинские переговоры в Кэмп-Дэвиде. В конце сентября, после памятного "восхождения" Ариэля Шарона на Храмовую гору, началась "интифада Аль-Акса", уже унесшая жизни сотен палестинцев и израильтян и по сути дела почти утопившая в крови многие надежды на мир в регионе.
С тех пор различные миротворцы, представляющие как отдельные государства, так и международные организации, неоднократно пытались вернуть израильтян и палестинцев за стол переговоров. Наиболее серьезные усилия выразились в рекомендации "комиссии Митчелла", возглавляемой американским сенатором, и в "план Тенета", по имени руководителя ЦРУ США. Эти документы поддержали практически все зачастившие последние полтора года на Ближний Восток посланцы различных стран и организаций. Однако, несмотря на все усилия, даже приступить к началу их реализации до сих пор не удается.
Инициатива наследного принца Саудовской Аравии, провозглашенная всего несколько дней назад, встретила серьезное внимание в мире. О ней с самого начала положительно отозвались в России, США, странах Западной Европы. В Эр-Рияд даже срочно направился верховный представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана. Для этого он неожиданно прервал свои встречи в Израиле и Палестинской автономии, ради которых первоначально и прибыл на Ближний Восток.
В самом Израиле саудовская инициатива также была встречена с одобрением. Президент страны Моше Кацав даже высказал намерение немедленно вылететь в Саудовскую Аравию для встречи с принцем Абдаллой, которого также приглашали в Иерусалим в удобное для него время. Инициативу сразу же поддержал Шимон Перес, многие другие израильские политики. По некоторым данным, и премьер-министр Ариэль Шарон указал на возможную перспективу проведения встреч с саудовцами, в том числе в третьей стране и секретно.
Тем не менее в последовавшем за предложением интервью принца Абдаллы арабской газете "Аль-Хаят" указывалось, что не может быть и речи о какой-либо его поездке в Израиль, а Шарон и Кацав характеризовались как "персона нон грата" для Саудовской Аравии. А затем уже последовало антиизраильское выступление представителя Саудовской Аравии в Совете Безопасности ООН.
Израильтяне, судя по всему, обиделись. Хотя, как считают многие независимые наблюдатели, всякая обида наивна и подобное развитие событий можно было предвидеть сразу.
Принц Абдалла, естественно, не может прибыть в Иерусалим, поскольку, согласно позиции арабского мира, этот город не является законной столицей Израиля, а его восточная часть вообще оккупирована. Не могут саудовцы и приглашать к себе представителей руководства "захватившего арабские земли сионистского государства", к тому же еще в период обострения израильско-палестинской конфронтации.
Что же касается предложения принца Абдаллы, то в нем, согласно оценкам очень многих наблюдателей, содержится прежде всего повторяемое уже неоднократно арабами после подписания Норвежских соглашений требование прекращения израильской оккупации палестинских земель. Предложения эти также очень напоминают позиции израильской оппозиционной левой партии МЕРЕЦ, с которыми в стремительно сползающем вправо израильском обществе соглашаются, кажется, уже только единицы.
Понятно, что саудовцы меньше всего преследовали цель "понравиться израильтянам". Согласно очень многим оценкам позиция арабского мира до тех пор, пока Израиль действительно не уйдет с арабских территорий будет неизменной: еврейское государство - главный враг арабов.
А между тем очень трудно представить себе ситуацию, при которой нынешнее израильское общество в принципе примет предложение действительно отказаться от Восточного Иерусалима, ликвидировать все, или даже "почти все", еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа, согласиться на приемлемый для палестинцев вариант возвращения арабских беженцев и так далее. Позиция большинства израильтян скорее сводится к идеям, высказываемым сейчас правыми политиками: ничего отдавать арабам ни в коем случае не следует, в противном случае они якобы будут требовать еще больше, а все уступки сочтут только как проявление слабости и еще выше поднимут планку требований. Конечная же цель арабов, как уверены правые, остается прежней - "сбросить Израиль в море".
Хотя, конечно же, принцип "территории в обмен на мир" остается одним из главных для перспективы возобновления израильско-палестинских переговоров. Только вот понимают его израильтяне и палестинцы явно по разному. И параллельно усиливающемуся противостоянию такое различие в подходах к проблемам только растет.