Особая глава в этой истории - осада города, сумевшего противопоставить голоду, бомбам, обстрелам свою веру и мужество. Залитые мертвенным светом луны или озаренные пожарами ночные улицы Ленинграда запечатлел Блэк. Он стал своего рода хроникером первого, самого страшного года блокады, продолжавшейся 900 суток. Лишены ложного пафоса и внешней броскости рисунки 1941 года, каждый из которых снабжен точной датировкой: "Ночь. 13 июля 1941 г.", "Проходят войска" 22.8.41", "Танки". 1.10.41. Жители готовят город к обороне, борются с разрушениями после бомбардировок, а затем и с голодом, с жестоким холодом - таковы сюжеты рисунков и сегодня вызывающие волнение и сопереживание. Серию зарисовок зимы 1941-42 годов объединяет лейтмотив: "Холод, голод, темнота". Однако ни автор, ни его родной Петербург не сдаются - этим настроением пронизаны работы Блэка.
Графика Блэка блокадной поры осталась в одном ряду с радиообращениями Всеволода Вишневского, музыкой Дмитрия Шостаковича, стихами Ольги Берггольц. Показ обширной коллекции "блокадной" графики художника, которая сложилась в бывшем музее революции, его сотрудники - хранители истории России 20-го века - расценивают как важное событие в деятельности музея.
С городом над Невой связана вся жизнь Александра Эдуардовича Блэка (1907-1970). Он учился в Высшем художественно-техническом институте у крупных мастеров искусства Владимира Конашевича и Дмитрия Митрохина, затем работал художником на киностудии "Ленфильм". Блэк участвовал в создании фильмов "Человек с ружьем" и "Валерий Чкалов", оформлял спектакли в Театре комедии, в оперной студии Ленинградской консерватории и др.