На модной международной выставке "Арт Франкфурт" во Франкфурте на Майне, которая откроется в мае свои проекты представят молодые художники: Антон Литвин, Людмила Горлова и группа "Радек".
В Сан-Паулу, на 25-ой бьеннале международного искусства мы будем участвовать впервые. На него приглашены так же художники эстетического радикализма: Борис Михайлов, Анатолий Осмоловский, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов и творческий дуэт Александр Виноградов - Владимир Дубосарский, а официальным лицом России в Бразилии станет фотограф Сергей Братков.
Предпочтения, как видим, были отданы мастерам визуального шока и жестоких перформансов, акционистам, художникам, фотографам, которые работают в исключительно агрессивной и провокационной творческой манере.
Например, получивший скандальную известность фотограф Сергей Братков в проекте "Детки" демонстрирует убийственную серию масштабных постановочных фотографий, где участвуют дети, переодетые в пионерскую и школьную форму советских времен, которые разыгрывают перед зрителями немые кошмары из детских стишков-страшилок типа "мне мама в детстве выколола глазки.
Эта и другие такие же страшилки поданы автором как зловещие сцены смерти, насилия, вакханалий и каннибализма, где вбитый в голову мертвого пионера гвоздь, пожалуй, самый безмятежный прием.
Замысел российских кураторов отбора экспонатов, а это директор Института современного искусства Иосиф Бакштейн и главный редактор "Художественного журнала" Виктором Мизиано, понятен, по их мнению, только эстетический шок способен сегодня вызвать реакцию зрителя и критики, а следовательно выделить экспозицию России в атмосфере исключительно острого соперничества сотен художественных проектов в рамках одной бьеннале.
Браткову не откажешь в дерзости таланта и убийственной фантазии его фотографических могил, но, увы, черное сегодня уже не носят. Если в начале 90-х годов подобная шоковая игра с трудом, но еще смотрелась, то сегодня мы рискуем оказаться в провинциалах мировой арт-культуры.
После потрясений, которые испытал тот же немецкий зритель на анатомической выставке в Берлине, где экспонировались сотни мертвецов пропитанных пластмассой и тысячи анатомических срезов, после головы Богоматери, вылепленной из фекалий слона, детишки, которые притворяются мертвыми на снимках Браткова, выглядят тривиально и провинциально, и славы ни ему, ни России на бьеннале не принесут.
Кроме того, современный арт-шок явно отошел от смакования черного яда - в силу входит культ противоядия.
Приметы поворота налицо: фантастический успех ангельского начала в кротком фильме "Амели" француза Жана-Пьера Жене, триумф лирических комических парафраз к мировым шедеврам художника Умберто Гая во Дворце экспозиций в Риме. Наконец, новый проект "Уран. 92 чемодана" Питера Гринуэя, который забыл свои прежние увлечения смертью и кондитерским каннибализмом в пользу жизни, красноречиво говорят о том, что, потеряв подлинную скандальность, шок вышел из моды.