Заметную часть своей жизни писатель провел в Саратове, на берегу великой Волги. "Отсюда пошли мои первые представления о русской земле", - вспоминал впоследствии Федин. Романтика бунтарства, патриотическое чувство неотделимы у Федина от природы Поволжья, отразившейся почти во всех его книгах.
Если бы он не стал писателем, то мог бы стать хорошим художником или музыкантом. Федин превосходно играл на скрипке, а иллюстрации к книге "Первые радости" сделал сам.
В 16 лет Костя Федин поехал в Москву учиться коммерции в институте. Через несколько лет он отправился в Германию совершенствовать немецкий язык. В этой стране его застала Первая мировая война. Пение в музыкальном театре помогло молодому человеку прожить долгих четыре года на чужбине.
В 1920 году Федин познакомился с Максимом Горьким, с которым он впоследствии переписывался 16 лет. Первый же роман Федина "Года и годы" привлек к себе внимание читателей и был переведен на иностранные языки. Это один из первых романов, в котором рассматриваются пути интеллигенции в Гражданской войне.
Судьбы крестьянства, искание человека в новых жизненных условиях - все это нашло место в творчестве Федина. В годы Великой Отечественной войне писатель работал над трилогией "Первые радости", "Необыкновенное лето", "Костер". В книге "Писатель, искусство, время" Федин дал портрет русских и зарубежных писателей. Стефан Цвейг писал Федину: "У вас есть то, что у русских художников так непонятно большинству".
Вершины своего творчества Федин достиг в 20-30-х годах прошлого века. А потом... "От какого-то безверия в себя, в свою силу, я перестал вести заметки дней, которых ненужность мне сделалась очевидной", - так с горечью писал Федин-писатель в своем дневнике.
Последние годы своей жизни он отдал общественной работе, долгое время возглавлял Союз писателей СССР.