Такой вывод можно сделать после сегодняшнего заседания кабинета министров, на котором обсуждалась концепция единой системы управления государственным долгом Российской Федерации.
Еще накануне премьер-министр Михаил Касьянов произвел мини-сенсацию, заявив в среду на расширенном заседании коллегии Минфина, что так называемой "проблемы 2003 года", на который выпадает один из пиков российских выплат по внешнему долгу, больше не существует. На сегодняшнем заседании глава правительства конкретизировал свою оценку, напомнив, что если 3 - 4 года назад сумма внешнего госдолга равнялась 130 процентам от ВВП, то сегодня она составляет уже меньше половины годового валового внутреннего продукта России. В свою очередь, министр финансов Алексей Кудрин прогнозирует к концу года даже 40-процентный от ВВП объем внешнего долга.
Таким образом, правительство фактически признает, что России вполне по силам бескризисное обслуживание своих внешних долговых обязательств. Самые простые подсчеты показывают, что с течением времени они действительно все меньше и меньше "нагружают" государственный бюджет: если два года назад на эти цели уходила едва ли не треть федеральных доходов, то в текущем году для этого потребуется только пятая их часть.
Тем не менее, ситуация пока далека от оптимальной: объем внешнего долга, даже по самой оптимистичной оценке, высказанной сегодня заместителем министра финансов Сергеем Колотухиным, составляет 132 - 134 млрд долларов. Разумеется, этот показатель не устраивает правительство, и оно думает о том, как снижать и эту сумму, и объем текущих выплат по ее обслуживанию.
Одной из мер, причем, вероятно, центральной с точки стратегии управления госдолгом станет практически одобренное сегодня кабинетом министров создание на базе Внешэкономбанка СССР Федерального долгового агентства, которое должно замкнуть на себя всю проблематику государственного долга России - причем как внешнего, так и внутреннего.
Это предложение Минфина не встретило серьезных возражений со стороны участников заседания, включая даже представителей Центрального банка, которому, согласно предложенной концепции, предстоит поделиться с новым агентством своими полномочиями по внутреннему долгу, а кроме того - проводить регулирование денежной массы, а также курсовую политику в более тесной, нежели ныне, увязке с бюджетной политикой правительства.
Тем не менее, обозреватели прогнозируют будущие коллизии между инициаторами долгового агентства и Банком России, поскольку его золотовалютные резервы вполне могут рассматриваться ими как один из потенциальных источников обслуживания внешнего долга, а точнее, трансформации его в долг внутренний через выпуск соответствующих государственных ценных бумаг.
Впрочем, о конкретных формах взаимодействия будущего агентства с Центральным банком в обсуждавшемся сегодня документе ничего не сказано. Вероятно, ситуация несколько прояснится после 30 марта, когда Минфин представит в правительство доработанный вариант концепции.
Правда, и после этого никаких революционных событий в финансовой сфере тоже не ожидается. На полную реализацию концепции ее разработчики отводят два - три года, и основные баталии, вероятно, развернутся после того, как соответствующие законопроекты и законодательные поправки поступят в Государственную думу, а это произойдет, вероятно, не ранее второй половины года.
Тем не менее, одна из центральных идей концепции - о постепенной трансформации внешних долговых обязательств России во внутренние едва ли подвергнется ревизии. На это недвусмысленно указал Михаил Касьянов, давший понять, что сокращение в прошлом году рынка внутренних государственных долговых обязательств на 26,3 млрд рублей не стоит относить к числу достижений финансовой политики правительства.
Расширение финансового инструментария долгового рынка и создание единого органа, представляющего на нем государство, вполне вписывается в осуществляемую сегодня правительством стратегию поддержания макроэкономической стабильности. Россия, которая по-прежнему в достаточно большой степени зависит от непостоянной конъюнкутры мировых цен на нефть, заинтересована в том, чтобы ее потери от возможных кризисов здесь оказывались минимальными. В том числе и за счет хорошо продуманной стратегии управления государственным долгом.