Рейтинг@Mail.ru
Центральным событием IX Международного фестиваля фотографии "Фотофест-2002" в Хьюстоне /США/ станет выставка "Русский пикториализм. 1890-1942", подготовленная под эгидой Министерства культуры России - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Центральным событием IX Международного фестиваля фотографии "Фотофест-2002" в Хьюстоне /США/ станет выставка "Русский пикториализм. 1890-1942", подготовленная под эгидой Министерства культуры России

Читать ria.ru в
Дзен
Как передает корреспондент РИА "Новости", в рамках престижного фотофорума, в числе 169 экспозиций из многих стран, будет развернута выставка "Русский пикториализм. 1890-1942". Об этом РИА "Новости" сообщил куратор проекта, заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО министерства культуры РФ, соредактор от России международного журнала по фотографии "ИМАГО" Евгений Березнер. Во второй раз за 20-летнюю историю "Фотофеста" в его программу включена выставка из России. Первая, посвященная "перестройке", состоялась в 1990 году, рассказал Березнер. По его словам, выставка "Русский пикториализм" проводится "под специальным патронажем дирекции Фестиваля". Она задаст тон общей экспозиции, состоящей из двух разделов: "Классическая фотография и продолжение ее традиций сегодня" и "Фотография и мультимедийность в эпоху новых технологий". Фотобиеннале (фестиваль проходит раз в 2 года) в Хьюстоне - одно из самых значимых событий на мировой фотографической...
МОСКВА, 21 февраля. /Корр. РИА "Новости" Елена Титаренко/. Российский проект займет одно из центральных мест на IX Международном фестивале фотографии "Фотофест-2002", который откроется 1 марта в Хьюстоне /США/.

Как передает корреспондент РИА "Новости", в рамках престижного фотофорума, в числе 169 экспозиций из многих стран, будет развернута выставка "Русский пикториализм. 1890-1942". Об этом РИА "Новости" сообщил куратор проекта, заместитель генерального директора Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО министерства культуры РФ, соредактор от России международного журнала по фотографии "ИМАГО" Евгений Березнер.

Во второй раз за 20-летнюю историю "Фотофеста" в его программу включена выставка из России. Первая, посвященная "перестройке", состоялась в 1990 году, рассказал Березнер. По его словам, выставка "Русский пикториализм" проводится "под специальным патронажем дирекции Фестиваля". Она задаст тон общей экспозиции, состоящей из двух разделов: "Классическая фотография и продолжение ее традиций сегодня" и "Фотография и мультимедийность в эпоху новых технологий".

Фотобиеннале (фестиваль проходит раз в 2 года) в Хьюстоне - одно из самых значимых событий на мировой фотографической сцене, сопоставимое только с Международным месяцем фотографии в Париже. Каждый "Фотофест" включает свыше ста выставок, с максимальной полнотой показывая тенденции в развитии фотографии, ее роль в искусстве новейшего времени, СМИ и т.п. По словам Березнера, "в совокупности эти выставки оказывают прямое воздействие на вектор развития фотографии в мире и ее статус". Историю и современность - две половины экспозиции - объединяет трактовка фотоискусства как самостоятельного вида художественной культуры. Российская пикториальная фотография привлекла внимание президента Хьюстонского фестиваля, когда наследие фотохудожников России выставлялось на Международном фестивале арт-фотографии в Братиславе. О степени интереса американских коллег к "русскому проекту" говорит тот факт, что они взяли на себя 75 проц расходов по его реализации. Именно "русские картинки" помещает фотопресса в анонсах "Фотофеста-2002", подчеркнул куратор.

Пикториализм (от английского "пикториал" - живописный, изобразительный) оставался одним из наиболее плодотворных течений в российской фотографии с 1890-х годов до конца 1930-х, пока не был насильственно изъят из советского культурно-художественного контекста. Выставка "Русский пикториализм", вобравшая в себя 121 произведение 16-ти авторов, охватит практически всю историю этого течения в отечественной фотографии. Среди авторов - такие мэтры, как Сергей Лобовиков, Николай Андреев, Александр Гринберг, Алексей Мазурин, Василий Улитин. Завершает ретроспекцию наш современник, самобытный художник Георгий Колосов. Его личный фотоархив, наряду с крупнейшей в России частной фотоколлекцией Михаила Голосовского, лег в основу экспозиции. Немало раритетов предоставил Кировский областной художественный музей имени братьев Васнецовых (Лобовиков завещал свои работы музею родного города - Вятки).

Пикториальное направление доминировало в фотографии Европы и США с 1880-х годов до конца 1920-х, когда его вытеснили авангард и конструктивизм. В России пикториализм возник в начале 1890-х годов, вскоре работы россиян стали выставлять и публиковать за рубежом. Лобовиков, Мазурин, Гринберг были приняты в фотографические общества Германии и Великобритании. Пикториалисты разработали особую выразительную систему, возведя фотографию в ранг искусства. В ней ощутимо влияние живописи передвижников, импрессионистов, символистов. Как в живописи и графике, здесь много значат композиция, эффекты света и тональная шкала. Излюбленные темы - пейзажи, портреты, ню. Снимки зачастую пронизаны романтическим или мистическим настроением, но могут быть и патетическими. Этот метод предполагает сложные способы обработки негатива и фотобумаги, ныне почти утраченные. Тонко улавливая настроения в российском обществе, пикториальная фотография нашла в нем благодатную почву и необычайную популярность. Но после 1935 года пикториалисты, в последний раз показав свое творчество в Москве на выставке "Мастера советской фотографии", потеряли доступ в прессу и возможность экспонироваться. Один из классиков жанра - Александр Гринберг, работавший с обнаженной натурой, был осужден "за порнографию" и заключен в лагерь, где чудом уцелел. В "стране победившего социализма" уделом фотохудожников, известных на весь мир, стали остракизм и забвение.

Новый виток увлечения "живописной" фотографией наступил в СССР 1970-х - еще были живы "старые мастера". К сожалению, сегодня массовый зритель в России мало знает о пикториализме, хотя он по-прежнему увлекает фотографов. "С середины 90-х годов мы пытаемся вернуть тот сегмент фотонаследия, который рисковал быть полностью утраченным, в актуальный художественный контекст", - отметил куратор проекта. Несколько раз работы классических представителей этого направления (Лобовикова, Гринберга, Леонида Шокина) РОСИЗО показывал в Москве, Иванове, Самаре, а также в Праге, Братиславе, в городах Германии. В дальнейшем, если удастся добиться финансирования, выставка "Русский пикториализм" может быть проведена в городах России, надеется Березнер.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала