Мощная живопись и скульптура в ХХ веке уравняли русских женщин в правах с художниками-мужчинами. Выставка графики XIX-первой половины XX века, развернутая в Лаврушинском переулке, разнообразит творческий облик женщин-живописцев, пояснила в интервью РИА "Новости" ее куратор, ведущий научный сотрудник ГТГ Ольга Птицына: показаны акварели, рисунки, эскизы для театра. В экспозицию вошло 250 произведений из фондов ГТГ, многие листы экспонируются впервые.
Состав выставки подчеркнет, как менялся "женский взгляд" на искусство. От любительских, "рукодельных" работ начала XIX столетия - обычного в дворянской среде "домашнего творчества" - до произведений признанных мастеров первой трети ХХ века простирается спектр показа. Здесь - миниатюрные портреты первой половины XIX века и бытовые зарисовки, портреты в технике силуэта и эскизы росписи фарфора. Рядом - рекламные афиши, плакаты, гравюры, книжные иллюстрации, эскизы костюмов. Среди "вечных тем" творчества женщин всех времен - образы природы, детские и семейные портреты.
Список экспонентов широк: императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, соседствует с Софьей Сухово-Кобылиной - первой золотой медалисткой Императорской Академии художеств. Специальный раздел отведен первым профессиональным художницам 1880-х годов (Елизавета Бем, Ольга Лагода-Шишкина). Серьезный успех снискали на рубеже XIX-ХХ веков члены Абрамцевского кружка Елена Поленова, Мария Якунчикова, Нина Симонович-Ефимова, "мирискусницы" Анна Остроумова-Лебедева и Зинаида Серебрякова. Нет нужды напоминать о всемирной известности "амазонок авангарда" - Натальи Гончаровой, Ольги Розановой, Александры Экстер и др.
Яркое наследие оставили и художницы, работавшие в советские годы: Татьяна Маврина, Анастасия Софронова, Варвара Бубнова и многие их сверстницы.