Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе музея, выставка приурочена к 150-летнему юбилею Нового Эрмитажа /одного из зданий Государственного Эрмитажа/.
Пышное придворное празднество по случаю открытия Нового Эрмитажа, возведенного по желанию императора Николая I, состоялось 5 /17/ февраля 1852 года. При строительстве Нового Эрмитажа был использован передовой опыт музейной архитектуры, накопленный к середине XIX века в Западной Европе. Новый Эрмитаж с момента открытия стал музеем, открытым сначала для ограниченного круга, а затем, с 1863 года, для широкой публики, которая впервые получила возможность свободно видеть шедевры царского собрания.
Николай I регулярно наблюдал за ходом строительных работ, а затем и за организацией экспозиции. Кроме того, он поощрял приобретение целых собраний и отдельных произведений искусства в России и за рубежом, принимая личное участие в отборе работ.
Открывающаяся в Александровском зале Зимнего Дворца выставка рассказывает о собирательской деятельности императора и дает представление о том, каким был музей в XIX столетии.
Самый значительный раздел выставки составляют картины старых западноевропейских мастеров /итальянских, испанских и нидерландских/, приобретенных для Эрмитажа между 1840 и 1852 годами. Среди них работы Мурильо, Тициана, Сурбарана и других знаменитых мастеров. Картины для раздела выставки, посвященного русской живописи, предоставлены Русским музеем. До 1897 года они находились в эрмитажной коллекции.
О том, как выглядели залы Нового Эрмитажа сразу после открытия музея, можно судить по акварелям, выполненным художниками Константином Ухтомским, Эдуардом Гау и Луиджи Премацци. Виды залов были заказаны самим Николаем I в декабре 1852 года. Экспозицию дополняют вазы, канделябры, столы из малахита и других цветных камней, которые создавались специально для Нового Эрмитажа на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках, а также книги и документы, отражающие первые годы существования публичного музея.