- Политики как обычно в канун выборов чрезвычайно драматизируют ситуацию. Избиратели, по данным последних социологических опросов, как обычно дают понять, что будут принимать непростые решения и именно в день голосования - прямо на избирательном участке. Три основных политических субъекта /социал-демократы, гражданская демократическая партия и "4К" - коалиция 4-х партий/ на выборах могут получить приблизительно равный процент голосов избирателей. Политики, в свою очередь, получив результаты таких опросов общественного мнения, еще больше драматизируют ситуацию. Но в конечном итоге, все это, слава Богу, нормальная ситуация в нормальной демократической стране.
С какими проблемами столкнется Чехия в год выборов?
- Проблем очень много. И, конечно, все серьезные проблемы нельзя решить в течение одного года, пусть даже самого "избирательного". Надеюсь, что нам все-таки удастся изменить стиль управления страной: в будущем должно быть четко определено, какая партия собственно управляет Чехией и несет полную ответственность за принятые решения, а кто - находится в оппозиции.
Оппозиция также несет свою долю ответственности за происходящее в стране.
Сейчас в Чехии действует так называемый "оппозиционный договор" двух крупнейших политических партий /правой - гражданской демократической и левой - социал-демократической/ о том, что они будут взаимно: поддерживать друг друга. В стране в настоящее время у власти социал-демократическое правительство меньшинства /они победили на последних выборах, но не имеют большинства в парламенте/. И "оппозиционный договор" гарантирует, что кабинет министров продержится у власти до конца своего мандата. С таким "размыванием" различий между правительством и оппозицией после нынешних выборов необходимо покончить.
Постоянной проблемой является, к сожалению, обоснованное недоверие большинства граждан к власти. Люди не верят, что всегда могут отстоять свои законные права. С другой стороны, в каких посткоммунистических странах права граждан полностью гарантированы? Однако нельзя недооценивать мнение простых людей. Особенно в год выборов.
Ваши личные ожидания - какими могут быть результаты выборов /самые оптимистичные и самые пессимистичные/?
- Я бы хотел, чтобы победила реальная оппозиция "4К"-коалиция. В этом случае они смогли бы найти партнера для создания коалиционного правительства. Кто бы мог стать таким партнером? Сейчас уже нельзя рассматривать общественные реалии в Чехии однозначным делением политической сцены на правых и левых. При выборе партнера для создания правительства речь пойдет о выборе партии, оптимистично или с долей скепсиса рассматривающей нынешнее состояние Европейского Союза. Еще один критерий при принятии решения - насколько вероятные партнеры будут сторонниками открытого общества в Чехии. Один из вполне возможных вариантов - социал-демократы. Они даже поменяли руководство своей партии! Это, безусловно, следует принять во внимание.
Каковы перспективы вступления страны в Евросоюз? Что это может принести простым гражданам? Возможны ли негативные последствия вступления в ЕС?
- Это будет немного болезненный процесс, как если бы вы переходили в новую, лучшую школу. Там вас ждут более высокие требования, придется больше работать, вначале будут и неудачи. Но вступление в Европейский Союз означает в первую очередь повышение качества. Причем качества всего и во всех областях: состояния окружающей среды, качества продукции, прозрачности предпринимательства, сбора налогов. Я, безусловно, "за" вступление Чехии в ЕС. Но знаю, что нам придется привлечь на свою сторону еще много сограждан. Решение ведь будет приниматься на референдуме.
Какой Вам видится ситуация в мире после изменения отношений России с Западом и США?
- Новые подходы Российской Федерации приветствую. Принимаю эти изменения с надеждой, что подвижки в отношении России, происходящие "на западной стороне", не будут конъюнктурными. Кроме того, надеюсь, что эти подвижки будут гарантироваться не только первыми лицами Запада. Подобные двусторонние политические изменения должны быть закреплены международными договоренностями. Надо при этом обратить внимание на следующее. В поиске новых партнеров в борьбе с терроризмом можно закрывать глаза на некоторые вещи только до определенной степени. Хочу пояснить, нам не стоит безоглядно руководствоваться правилом: враг моего врага - мой друг.
Как Вы оцениваете нынешний уровень чешско-российских отношений?
- С начала прошлого года мы зафиксировали значительный интерес российской стороны к интенсификации контактов между Москвой и Прагой. Весной 2001 года Чехию с официальным визитом посетил председатель Совета Федерации российского парламента Егор Строев. Я провел с ним серию долгих и откровенных дискуссий. Между россиянами и чехами отношения в принципе нормальные. Сейчас вновь оживает традиционный интерес чехов к русской культуре. Если бы не было так называемой "криминальной статистики", отношение простых людей к россиянам было бы еще лучше.
В январе этого года исполнилось ровно 25 лет, как Вы подписали "Хартию-77". Вы были одним из первых, кто подписал этот документ. Думали ли Вы тогда о политической карьере и политической деятельности? Что Вам удалось изменить в своей стране за это время? Что не получилось?
- Я никогда не думал о карьере политика. Даже тогда, когда в Чехословакии рухнул коммунистический режим. А политический процесс меня занимал всегда: я много писал об этом, в основном исторические экскурсы о чешской политической сцене и среднеевропейской политике. Что изменилось со времен подписания "Хартии-77"? Внешний вид наших городов и поселков изменился к лучшему достаточно быстро. Это как в бурной реке: на поверхности течение быстрее, чем на глубине. Так и люди - меняются достаточно медленно. Общество изменяется еще медленнее! Мы можем менять структуру государственного устройства, правила игры, восстановить частную собственность. Но мы не можем так быстро изменить людей. Их позиции, шкалу ценностей, их опасения. В демократии все трансформации проходят всегда непросто, если речь не идет о спонтанных переменах. Реально наша страна начнет изменяться лишь тогда, когда придет новое поколение, которое вырастало в открытом обществе. Что нам не удалось за эти годы? Многие чехи, к сожалению, до сих пор считают, что от их мнения ничего не зависит. Что все решения будут приниматься где-то там, "наверху". Надо повышать гражданское самосознание простых людей. Объяснять им, что от их выбора /хотя бы на избирательном участке!/ многое зависит.
Большинство политологов расценивает Вас как одного из главных кандидатов на пост президента Чехии. Намерены ли Вы участвовать в выборах главы государства в январе 2003 года? Кто мог бы быть Вашим конкурентом?
- Я не могу сказать больше того, что такая возможность существует. Кроме того, с уверенностью еще никто не может сказать, каким образом будет избран новый президент: на прямых выборах или обеими палатами парламента, как это делалось до сих пор.
С Вашей точки зрения насколько совершенен институт президента в Чехии? Нужно ли расширить полномочия главы государства? Если да, то каким образом?
- У президента достаточно широкие конституционные полномочия. В Чехии, кроме того, традиционно высокий авторитет имеет сам институт президентства. Естественно, что эту популярность можно довольно быстро потерять. Но каждый вновь избранный глава государства имеет определенный кредит доверия от своих граждан.