Высочайшая степень общественной заинтересованности в этом документе проявилась в том, что готовили его, что называется, "всем миром": на заключительном этапе, после того как правительство отправило на доработку вариант, представленный начальником Генштаба Анатолием Квашниным, формулировки проекта согласовывались, в частности, с министерством финансов, министерством юстиции, министерством по чрезвычайным ситуациям, государственно-правовым управлением Президента РФ, с депутатами Госдумы и представителями общественных организаций. Над ними работали главный "оборонщик" в правительстве вице-премьер Илья Клебанов и отвечающая за блок социальных вопросов вице-премьер Валентина Матвиенко.
В результате законопроект стал более либеральным по сравнению с тем, что первоначально предлагали военные - и по срокам службы, и по месту ее прохождения, и по возможности совмещать службу с параллельным получением образования. Стоит подчеркнуть, что дистанцирование военных от подготовки законопроекта вполне закономерно - ведь речь идет не о введении какой-то новой формы военной службы (пусть даже без оружия, вблизи от дома, в более комфортных условиях и т.п.), а о принципиальной альтернативе военной службе - о службе гражданской. Для правильного понимания смысла этого нововведения, нелишне иметь в виду, что прохождение альтернативной гражданской службы будет регулироваться не армейским уставом, а трудовым законодательством - со всеми вытекающими последствиями.
Тем не менее, путь на "гражданку" для призывников будет по-прежнему лежать через призывные комиссии. Здесь призывники должны будут сделать главный выбор: служить им в армии или в гражданских структурах.
Главная полемика, которая, вероятно, продолжится и после того, как законопроект будет внесен в Госдуму, касается того, что можно считать достаточным основанием для отказа от военной службы. В тексте, который вносится в правительство, предусмотрен "заявительно-доказательный" принцип: призывник заявляет о своих убеждениях, а призывная комиссия вправе проверить, является ли он пацифистом или нет. Некоторые считают, что в военкомат надо сразу приходить со справкой из соответствующей общественной организации. Другие утверждают, что честнее было бы ограничиться письменным заявлением призывника о том, что он не желает служить с оружием в руках.
Но независимо от того, какой подход в итоге возобладает, дальнейшую судьбу "альтернативщика" будут решать уже не военные, а территориальный орган альтернативной гражданской службы, который и выдаст молодому человеку соответствующее предписание. Предлагаемый разброс сроков и мест гражданской службы велик - от полутора лет для специалистов с высшим образованием на гражданских должностях учреждений Минобороны до четырех лет для людей без высшего образования, пожелавших работать санитарами в соседней больнице.
Мест, в которых может проходить альтернативная гражданская служба, в России немало. По словам Александра Починка, это не только больницы, но и пожарные части, службы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, дома престарелых, дома ребенка и другие организации, где есть потребность в рабочих руках. Свою квоту получат и военные - ведь им по-прежнему нужны медработники, тыловики, строители, да и картошку в совхозах Минобороны вполне могут убирать не солдаты, а служащие-"альтернативщики".
Сколько будет их, когда закон вступит в силу? По данным Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба, осенью 2001 года 88 процентов молодых людей, подлежащих призыву на военную службу, воспользовались отсрочками на законных основаниях. Из оставшихся 12 процентов около 30 тысяч человек уклонились от призыва. После введения закона в действие какая-то часть этих людей (в идеальном случае, возможно, все) могла бы воспользоваться правом на альтернативную службу.
На альтернативную службу могут быть отправлены "нестроевики" - военнообязанные, не призываемые в армию по состоянию здоровья. Число "альтернативщиков" может увеличиться и за счет тех, кто в отсутствие закона пошел бы служить в армию - это, как минимум, еще несколько тысяч человек в течение призыва.
Оценивая перспективы введения альтернативной службы, некоторые наблюдатели обращают внимание на то, что молодые россияне, научившиеся относительно легко избегать призыва в армию, при желании смогут распространить такое же отношение и на гражданскую службу. Ведь уклоняться можно и от нее. Но здесь разработчики законопроекта с самого начала проявляют строгость: тот, кто станет нарушать правила гражданской службы, будет возвращен в ведение Минобороны.