Как сообщила РИА "Новости" научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Наталья Серебряная, коллекция Юсупова считалась одним из самых ценных частных собраний в России. Предметы для своей коллекции князь выбирал на модных парижских аукционах, а также неоднократно бывал в мастерских художников Гюбера Робера, Антонио Кановы. Покупкой предметов для своего личного собрания он занимался одновременно с пополнением коллекции Императорского Эрмитажа.
Выставка "Ученая прихоть" является совместным проектом Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и государственного музея-усадьбы "Архангельское". В июле-ноябре 2001 года выставка демонстрировалась в Москве.
Основным отличием собирательской деятельности Юсупова было то, что он покупал не раритеты, а те предметы искусства, которые еще не считались шедеврами. Так, никто из русских коллекционеров в то время не интересовался работами современных художников, а Юсупов покупал тогда никому неизвестных и знаменитых сейчас Луи Леопольда Буальи, Гюбера Робера и Клода-Жозефа Верне.
Несмотря на то, что князь приобретал предметы декоративно-прикладного искусства, книги и архивные документы /в его собрании - письма Давида, Греза/, основой его собрания стали все же живописные полотна художников Западной Европы XVIII века. Уникальное собрание князя, которое хранилось в его домах в Москве и Санкт-Петербурге, а так же в подмосковном имении Архангельское составляло более 1 тыс предметов.
На выставке в Эрмитаже будет представлена лишь небольшая часть - около 150 предметов. Центральное место будет отведено живописи.
По мнению Натальи Серебряной, наиболее интересные экспонаты - предметы из фарфоровых сервизов Юсупова, представляющие собой уникальное сочетание работы русских и французских мастеров. В имении по распоряжению князя были построены фарфоровые мастерские, в которых крепостные крестьяне расписывали тарелки, кружки, блюда и другие предметы, созданные на знаменитой французской фабрике. Сюжеты для росписи русские мастера брали с картин, хранившихся в коллекции Юсупова. Так, на чашке появился портрет Юсупова в испанском костюме, на тарелке - картина Давида Тенирса-младшего "Курильщик". Зачастую русские крепостные художники по-своему интерпретировали незнакомые сюжеты. Так, бог войны Юпитер, изображенный на одной из чашек сервиза, сидит не на воинских доспехах, а на двух бревнах.