Рейтинг@Mail.ru
Военное присутствие США в Центральной Азии: что раздражает Москву? - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военное присутствие США в Центральной Азии: что раздражает Москву?

Читать ria.ru в
Дзен
Перспективы постоянного военного присутствия США в Центральной Азии вызывают, как минимум, ажиотаж, а как максимум - настоящий скандал в российских политических кругах. И это при том, что еще осенью между президентами России и США, в ходе обсуждения операции против "Талибана" и "Аль-Каиды" были достигнуты, казалось, ясные договоренности на этот счет.
МОСКВА, 1 февраля. /Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев/. Перспективы постоянного военного присутствия США в Центральной Азии вызывают, как минимум, ажиотаж, а как максимум - настоящий скандал в российских политических кругах. И это при том, что еще осенью между президентами России и США, в ходе обсуждения операции против "Талибана" и "Аль-Каиды" были достигнуты, казалось, ясные договоренности на этот счет.

Что же так раздражает Москву?

Напомним, проблема создания баз стала очевидной в начале года, когда режим талибов в Афганистане был свергнут и война практически завершилась. Именно в эти дни началась серия визитов американских военных руководителей и делегаций в Среднюю Азию, в ходе которых было сделано немало заявлений и обнародовано немало фактов, связанных с размещением американских военных контингентов в регионе.

Так, с одной стороны, в Киргизии решено начать строительство базы американских ВВС на 15 гектарах возле бишкекского аэропорта Манас. В Узбекистане с самого начала афганской войны действует база примерно с 1500 солдат на бывшей советской стратегической авиабазе Ханабад. По данным лондонской газеты "Обзервер", ведутся переговоры о создании американских баз в Казахстане. Есть и другие факты или заявления, в том числе сделанные самими американцами.

С другой стороны, США заявляют, что не рассчитывают создавать свое постоянное военное присутствие в Средней Азии и "свернут" свое военное пристутствие, как только закончится антитеррористическая операция в регионе.

Вот как звучат, например, итоговые заявления главы центрального командования вооруженных сил США генерала Тома Фрэнкса по завершении среднеазиатского турне: США "не планируют сделать присутствие своих войск в Средней Азии постоянным". Но при этом подчеркивает, что, и без наличия войск США останутся вовлеченными в дела региона. В тоже время Вашингтон считает "Среднюю Азию зоной влияния России".

При этом абсолютно не ясно, что означает, например, перспектива закрытия баз по "окончании антитеррористической операции"? Ведь нынешние военные базы США в Саудовской Аравии тоже должны были закрыться после "окончания операции" 1991 года против Ирака. Но и по сей день Вашингтон делает все, чтобы Ирак оставался нерешенной международной проблемой. Так сколько же продлятся американские операции в Афганистане и вокруг него: до поимки Усамы бен Ладена и муллы Омара или до отлова последнего в регионе террориста?

Все это в единую картину укладывается с трудом. Поэтому многие в Москве не склонны доверять как прежним обещаниям, так и нынешним разъяснениям США. Большинство россиян воспринимает американские военные базы на территории СНГ как трагическое событие, означающее развал СНГ и утрату векового влияния Москвы в среднеазиатском регионе. А российские СМИ в свою очередь ставят вопрос примерно так: неожиданный "захват" США Средней Азии встает в повестку дня российско-американских отношений наряду с проблемой ПРО и стратегической стабильности.

В этих условиях российскому политическому руководству сейчас приходится тщательно анализировать ситуацию, не допуская излишних эмоций.

Предположим, американцы устанавливают военное присутствие в Средней Азии и доминируют в этом регионе с экономической точки зрения. Воспринимать такую перспективу как 100-процентное несчастье было бы правомерно, если бы внешняя политика Москвы сводилась к тотальному вытеснению американцев из максимально большего числа стран мира и к установлению там своей экономической и политической монополии. Но таких целей российское руководство, естественно, не преследует.

Напротив, Москве выгодно, чтобы американцы укрепили безопасность Средней Азии, где и после талибов действует немало исламистских группировок и просто банд. Российский бизнес в любом случае не мог бы сейчас рассчитывать на ключевые позиции в регионе, не имея достаточного инвестиционного потенциала. А вот общее оживление экономики Средней Азии дает России определенные выгоды - если, конечно, российский бизнес не будут оттуда вытеснять, особенно из энергетического сектора. Наконец, русскоязычное население региона без сомнения выиграет от американских инвестиций или гарантий безопасности.

Но использование, скажем, авиабазы Ханабад для американских систем ПРО посадит под американский колпак российские стратегические объекты на огромной территории. Кроме того, укрепившись в регионе, США смогут контролировать доступ нынешних главных российских союзников - Китая и Индии, а также Ирана, Афганистана и других - к энергетическим и прочим ресурсам региона. А это снизит влияние России в Пекине, Дели, Тегеране, Кабуле и иных столицах.

Как видим, ситуация непростая. Но не столь проста она для американской администрации. Афганская кампания развивалась настолько быстро, что в последние месяцы Вашингтон в Средней и Центральной Азии часто действует в режиме импровизации. Похоже, что Вашингтон действительно пока не до конца представляет, как ему упорядочить этот, по словам лондонской "Гардиан", "грандиозный стратегический захват власти в Центральной Азии". Отсюда и шараханья в американских заявлениях.

В этом же - одна из причин громкого молчания высшего российского руководства по этому вопросу. Ни президент, ни министр иностранных дел ничего пока не сказали по поводу перспектив создания военных баз США в Средней Азии: нет публично высказанной и ясной позиции Вашингтона - нет и ответа Москвы. Тем более, что суть проблемы - в доверии. Если окажется, что Джордж Буш дал Владимиру Путину обещание не создавать постоянного военного присутствия в Средней Азии - а сейчас нарушил его, это не столько подорвет репутацию российского президента в стране и за рубежом, сколько может поставить под сомнение курс Кремля на сотрудничество с Западом.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала