Морозов был очень образованным человеком, он учился в Московском университете, в Кембридже и Манчестере. Владелец крупных ткацких фабрик, миллионер - лишь одна сторона этой необычной личности. Душой он всегда тянулся к людям искусства и театра. "Будучи в душе артистом, он очень чувствовал потребность принять активное участие в художественной стороне", - писал о нем Константин Станиславский. Слабость к искусству и тем более к осветительной технике считалась среди купцов того времени большой странностью. В своей среде он был, по сути, чужим.
С помощью Морозова удалось осуществить мечту двух великих реформаторов о создании истинно народного театра. Промышленник был одним из основателей Московского художественного театра. "Не сомневаюсь, что такого помощника и деятеля баловница-судьба посылает раз в жизни", - писал Станиславский о Савве Морозове. На значке к 10-летию театра было изображение трех его основателей - Станиславского, Немировича-Данченко и Морозова.
В конце 19 века молодой театр не имел своего помещения, арендуя в саду "Эрмитаж" здание, мало приспособленное для драматических спектаклей. Видя эти неудобства, Морозов приобрел на свои средства и перестроил особняк в Камергерском переулке. Фабрикант сам работал на стройке. Отличный химик и электрик, он подбирал краски, устанавливал аппаратуру.
Дружеские отношения связывали Морозова с Максимом Горьким. Обоих волновала судьба России, ее будущее. Позже Горький скажет: "Морозов был исключительный человек по широте образования, по уму". Не случайно многие персонажи у писателя скроены из "морозовского" материала. Морозов - крупный промышленник - субсидировал издание газеты "Искра", давал деньги на устройство побегов ссыльных революционеров, некоторых даже скрывал у себя. В докладной записке комитету министров Морозов написал: "Требования рабочих законны. Революция неизбежна".
Жизнь Морозова была насыщенна событиями и благополучна. Трагическая развязка произошла в 1905 году в Ницце - когда богатый, полный сил и энергии человек вдруг застрелился.