При этом главная цель, на его взгляд, заключается в том, чтобы Россия была выведена из "черного списка" международной организации ФАТФ. В список стран, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с отмыванием "грязных" денег, Россия угодила полтора года назад. В июне предстоит годовое заседание ФАТФ, и шансы на то, что Россия будет исключена из "черного списка", Шохин оценивает 50:50. Если это произойдет, то это будет "очень хороший результат работы комитета", полагает депутат.
Шохин подчеркнул, что Комитет по финансовому мониторингу, созданный в соответствии с законом "О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем", не является силовым, правоохранительным органом. Он призван лишь собирать информацию о подозрительных сделках. "Мы постарались облегчить работу комитета, сократив перечень обязательной информации и число организаций, которые должны эту информацию сообщать. Кроме того, мы не хотели, чтобы банки "стучали" обо всех операциях, и потому подняли размеры сделок, информация о которых в обязательном порядке должна сообщаться, до эквивалента 20 тыс долларов", - отметил он.
"Если выяснится, что комитет по финансовому мониторингу будет сгружать чересчур много информации в правоохранительные органы, причем такой информации, которая не выльется затем в доведение дел до приговоров суда, то мы сможем сделать вывод о неэффективности его работы", - сказал парламентарий. "Если по суду будет ясно, что речь идет действительно об "отмывании", а не о попытке расправиться с неугодными партнерами, то это не только не отпугнет клиентов от банков, а наоборот - добросовестные клиенты поймут, что эта система их защищает от необоснованных проверок", - добавил он.
Депутат подчеркнул, в соответствии с законом за ущерб, наносимый коммерческим организациям в случае необоснованных мер, в частности, утечки информации, ответственность несут государственные структуры - естественно, по решению суда. "Пока опасений о том, что эта система помешает нормальному бизнесу, на мой взгляд, не должно быть", - сказал Шохин.
По его мнению, найден баланс интересов: с одной стороны, можно создавать базу данных о потенциально подозрительных операциях, за которыми может прятаться криминальная деятельность, с другой стороны - делается это достаточно деликатно, не провоцируя всеобщего доносительства.