Как передает корреспондент РИА "Новости", такое решение Европейской комиссии оказалось в среду настоящей сенсацией для журналистского сообщества Евросоюза и стало причиной очень горячей пресс-конференции в Брюсселе руководства Еврокомиссии.
Европейская комиссия изложила свою стратегию по сельскохозяйственному разделу на переговорах о расширении со странами-кандидатами, которые, согласно рекомендациям саммита ЕС в Лаакене в декабре 2001 года, планируется для 10 государств завершить до конца 2002 года. Речь идет о прямых выплатах из бюджета ЕС сельхозсекторам стран-кандидатов и уровне квот производства сельхозпродукции этими странами после их вступления в ЕС в 2004 году.
Этот раздел переговоров, как и в целом сельскохозяйственная проблематика в Евросоюзе, является одним из наиболее сложных и болезненных. На дотации сельскому хозяйству ЕС идет львиная доля его бюджета. Присоединение к Союзу десятка стран в основном с неразвитой экономикой, опирающейся в немалой степени на довольно отсталое сельское хозяйство, способно усугубить уже существующие на этом направлении проблемы.
По мнению комиссии, одновременная стопроцентная выплата странам-кандидатам планируемых субсидий не будет способствовать развитию сельского сектора и реформам сельского хозяйства, она лишь заморозит ныне существующие структуры и воспрепятствует их модернизации. Еврокомиссия предлагает постепенную выплату субсидий в 25, 30 и 35 проц соответственно в 2004-м, 2005-м и 2006 годах, чтобы завершить 100-процентное субсидирование в 2013 году. При этом выплаты со стороны ЕС должны пополняться национальными ресурсами.
Такое решение на страны-кандидаты, рассчитывавшие на 100-процентное субсидирование с момента вступления в Евросоюз, оказало эффект холодного душа. Это означает, что в области сельского хозяйства новые члены ЕС будут еще 10 лет оставаться государствами "второго сорта".