Рейтинг@Mail.ru
Любовь, жизнь, творчество, брошенные в костер - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Любовь, жизнь, творчество, брошенные в костер

Читать ria.ru в

Екатерина Головерова, пресс-секретарь.

В Московском Доме Художников на Кузнецком мосту с 18 января по 8 февраля проходит уникальная выставка произведений живописи и графики художников--членов МСХ.

Эта выставка уникальна, не только тем, что она приурочена к 70-летию МСХ, и собрала под крышей МДХ лучшие произведения лучших художников выпускников Суриковского училища 50-х годов, ныне профессоров, академиков, заслуженных художников; главная ее уникальность состоит в том, что представлены произведения ранее не выставлявшиеся и чудом сохранившиеся при аутодафе в Кокозах (Крым).

Авторы идеи выставки Вера Дрезнена и Юрий Бурджемян-- художники, участники событий 40-х и 50-х годов--сочли необходимым показать то, что осталось и что удалось собрать у студентов Суриковского, дабы показать всю чистоту настоящего искусства, которое рождалось в те далекие времена, в абсолютно творческой обстановке, в студенческом летнем лагере в Крыму.

Все выставляемые произведения имеют огромную художественнуую ценность, почти все из личных коллекций самих художников или их потомков.

----Историческая справка.

В 1936 г. Игорем Илларионовичем Грабарем, профессором Суриковского училища, была организована летняя художественная практика для студентов в местечке Кокозы. В этом живописнейшем месте, окруженном горами, в четырех километрах от моря планировалось развивать и взращивать чувство прекрасного у талантливой молодежи тех лет. Природа и атмосфера Кокоз абсолютно соответствовала развитию творческого мышления. Были возведены корпуса летнего лагеря, столовая с аркадой и студенты имели возможность полтора месяца в году летом жить и творить в свободной и творческой обстановке. Студенты ждали этой летней практики с нетерпением, копили потенциал и там выкладывались, создавая уникальные произведения, ставшие впоследствии шедеврами.

Творческий процесс проходил под руководством великих мастеров, профессоров училища, таких как: И.Грабарь, С.Герасимов, Осмеркин, В.Почиталов, Н.Максимов, И.Чекмазов, В.Фаворская, П.Покоржевский, Г.Шегалъ, А.Дейнека и др.

----Кокозовская практика давала очень много студентам, помогала раскрытию их талантов в полной мере, тому способствовала сама атмосфера Кокоз--невероятное слияние творчества с природой свободой, любовью возможность неформального общения с преподавателями. Не случайно там раскрылись, став впоследствии знаменитыми, многие жудожники:

академики--В.Нечитайло, Ю.Кугач, В.Циплаков, С.Дудников, Г.Коржев, В.Иванов, И.Сорокин, Э.Браговский;

профессора-Вениамин и Василий Басовы, М.Савченкова, М.Шагинян, М.Беритейн и др.;

заслуженные художники-В.Дрезнина, С.Годына, К.Власова, Л.Затуловская, и др.

----Началась война.

Кокозский лагерь был переведен в Самарканд, где в не менее живописных, но уже более тяжелых военных условиях практика продолжалась. Те студенты, что не ушли на фронт, оттачивали свое мастерство в Средней Азии, надеясь на победу и светлое мирное будущее. Самаркандская практика также много дала студентам--суриковцам, может быть, еще и потому, что проходила она в годы войны, когда каждое произведение писалось как последнее, вобрав в себя всю квинтэссенцию любви жизни, творчества той молодежи, желавшей как никогда жить любить и творить прекрасное. Но тем не менее, все грезили о конце войны, о возможности снова переехать в Крым, в Кокозы, снова погрузиться в ту атмосферу и творить, творить, творить.

----После войны мечта студентов сбылась.

Кокозы снова зажили прежней жизнью, благодаря С.Герасимову--в то время ректору Суриковского. Лагерь был восстановлен и творческая жизнь в Крыму пошла полным ходом. В 1948 году начались перемены, в корне изменившие судьбу Кокоз и многих талантливых художников. Суриковское возглавил некий Модоров. Он провел ряд реформ в училище, которые не благотворно сказались на творчестве и дальнейшей судьбе талантливейших студентов. Пострадало и само училище, а Какозовская практика была упразднена. Академию Художеств тогда возглавил А.Герасимов(не путать с С.Герасимовым), из Суриковского были изгнаны С.Герасимов, Почиталов, Осмеркин, Максимов, Грабарь ушел сам, в знак протеста. Их признали недостойными строителями коммунизма и разносчиками буржуазной морали в искусстве. В те годы началась борьба с формализмом, активно насаждался соцреализм. Кокозы были признаны рассадником формализма, работы студентов антисоциалистическими.

В Кокозах было устроено аутодафе,--на костре сжигались лучшие работы талантливейших художников. Сжигалась их любовь, жизнь творчество. Студенты спасали свои работы, как могли, просто воровали их и прятали.

----И вот сейчас...

Спустя почти полвека, впервые выставлены эти спасенные от огня работы, в которых отражена вся радость, какая только могла быть в те трудные годы в сердцах молодых. Эта выставка покажет всю гармонию творчества, потому что условия, в которых работали художники в Кокозах, были идеальны. Сейчас о таких практиках студенты могут только мечтать, а та страсть к жизни и к любви видимо и помогла сохранить эти работы от уничтожения. Наряду с работами студентов выставлены и работы педагогов: Грабаря, Осмеркина, Герасимова, Почиталова, Максимова и др. Выставка показывает истинное, чистое отношение к искусству.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала