По данным источников, вопрос о возможном участии российской стороны в упомянутом проекте планируется обсудить в пятницу в Кремле в ходе российско-азербайджанских переговоров на высшем уровне.
Нефтепровод "Баку-Джейхан" предназначен для транспортировки "большой каспийской нефти" из Баку через Тбилиси в расположенный на Средиземном море турецкий порт Джейхан в обход России. По предварительным данным, пропускная способность нефтепровода, протяженностью 1 тыс 730 км, составит 55-60 млн тонн нефти в год.
Соглашение о строительстве "трубы" было подписано 18 ноября 1999 года в ходе саммита глав государств ОБСЕ в Стамбуле президентами Азербайджана, Турции, Грузии, а также экс-президентом США Биллом Клинтоном. Позднее к соглашению присоединился Казахстан, который согласился пропускать через "Баку-Джейхан" значительные объемы казахской нефти.
В декабре 2001 года о своем намерении принять участие в проекте строительства нефтепровода "Баку-Джейхан" заявил крупнейший американский нефтегазовый концерн "Шеврон-Тексако". Стоимость проекта оценивается более чем в 2,9 млрд долларов.
По сведениям источников РИА "Новости", к проекту строительства нефтепровода может присоединиться одна из крупнейших российских нефтекомпаний - "ЛУКОЙЛ".
Президент компании Вагит Алекперов ранее заявил журналистам, что компания изучает возможность участия в проекте "Баку-Джейхан". По его словам, "ЛУКОЙЛ" в случае принятия решения "о вхождении в проект" рассчитывает получить в нем долю в размере 7,5 проц.
Алекперов оценивает проект как "экономически выгодный", поскольку участие в нем даст компании возможность получить новое направление нефтеэкспорта. По его словам, аналитики компании в настоящее время изучают вопрос о возможных объемах поставки добываемой "ЛУКОЙЛом" в северной части Каспийского моря нефти по нефтепроводу "Баку-Джейхан".
Между тем, сейчас, как полагают эксперты, проект строительства нефтепровода представляется нерентабельным. Он станет рентабельным в том случае, если по трубе будет ежегодно перекачиваться не менее 50 млн тонн нефти.
Технико-экономическое обоснование проекта планируется завершить к лету 2002 года, а уже в 2005 году по нефтепроводу должна пойти первая нефть.