Тем самым правительство Михаила Касьянова нанесло удар по инфляционным ожиданиям, которые заметно оживились в России после того, как рост цен за первые две недели текущего года составил 1,2 проц. Повышение тарифов по варианту, предложенному естественными монополистами, могло бы ускорить рост цен, подтверждая пессимистичный прогноз Минэкономразвития о 2,5-процентной инфляции уже в первом месяце наступившего года.
Правительственная корректировка сроков и размеров индексации тарифов естественных монополий позволяет предположить, что тенденция к замедлению темпов инфляции, наметившаяся в середине января, может стать преобладающей.
По расчетам специалистов Федеральной энергетической комиссии, при соблюдении принятого правительством плана, общегодовая тарифная составляющая инфляции ограничится 3-3,3 процентными пунктами из 12-14, предусмотренными федеральным бюджетом на 2002 год. Это соотношение не превышает аналогичных пропорций прошлого года, когда тарифное давление на инфляцию не выходило за рамки допустимых значений.
С точки зрения сдерживания инфляции важно и то, что в наиболее энергоемкий зимний период потребители продукции естественных монополий будут платить за нее по старым тарифам - реальное повышение начнется только 15 февраля, когда на 16 проц возрастет стоимость грузовых железнодорожных перевозок. Изменение же цены газа и электроэнергии произойдет лишь в начале весны - 1 марта. Стоимость электроэнергии повысится в среднем по России на 17,9 проц, на газ - на 20 проц.
Но на этом диалог правительства с естественными монополистами, разумеется, не закончится. Жесткое решение кабинета министров по тарифам позволяет предположить, что в текущем году руководству ведущих российских компаний-монополистов придется более внимательно прислушаться к рекомендациям правительства сокращать издержки и обеспечивать прозрачность своей финансово-экономической деятельности. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение: правительству крайне сложно выработать экономическую политику даже на краткосрочную перспективу без детального представления о ситуации в естественных монополиях, которые по-прежнему остаются становым хребтом российской экономики. Вместе с тем, очевидно, что финансирование всех их затрат через произвольное повышение тарифов для кабинета министров уже неприемлемо. Эту позицию предельно ясно выразил Михаил Касьянов: "Мы не можем допустить, чтобы все проблемы решались за счет увеличения тарифов, а в конечном счете - за счет потребителей товаров и услуг естественных монополий". Не будет правительство впредь поддерживать и любые инвестиционные программы, предлагаемые естественными монополистами.
Так, на заседании в четверг из инвестиционной программы МПС был выведен чрезвычайно дорогой проект строительства железнодорожного сообщения между материком и островом Сахалин (по оценкам, общей стоимостью в 10-14 млрд долларов). Осуществление программы подведения 320-километровой железнодорожной ветки к Эльгинскому угольному разрезу в республике Саха (Якутия), а также еще двух проектов приостановлено до выяснения источников их финансирования.
И тем не менее, естественные монополисты, по крайней мере, электроэнергетики и газовики, не оставляют надежды как минимум еще один раз в этом году услышать из уст правительства новость об очередном повышении тарифов, пусть даже в пределах установленного им 35-процентного лимита. Хотя премьер-министр Михаил Касьянов хотел бы, чтобы этого не случилось, полностью такую возможность он не исключает. Такой же точки зрения придерживается и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Но как бы не сложились дальнейшие события, очевидно, что при определения размеров нового повышения тарифов, если оно состоится, правительство будет ориентироваться не на произвольные запросы естественных монополистов а прежде всего на текущие макроэкономические показатели, которые определяют самочувствие экономики в целом.