Как передает корреспондент РИА "Новости", поводом к рассмотрению этого дела послужила жалоба гражданки Ларисы Фишер.
В оспариваемой статье ГПК речь идет о возможности возмещения убытков тем гражданам, которые являются ответчиками по гражданским делам.
Суд в ходе рассмотрения дела может, например, наложить арест на имущество ответчика, или запретить ему до вынесения решения судом совершать какие-либо действия. Подобный запрет суда называются "обеспечением иска".
Однако, если этот суд или вышестоящая судебная инстанция впоследствии примут решение не в пользу истца, а в пользу ответчика, и если из-за ареста имущества или иного обеспечения иска ответчик понесет убытки, то он вправе потребовать возмещения этих убытков от истца. Но, согласно статье 140 ГПК, это возможно только при условии, что сам истец явился инициатором ареста имущества ответчика или иных действий по обеспечению иска.
Заявитель полагает, что оспариваемая норма ГПК противоречит конституции и Международному пакту о гражданских и политических правах, поскольку нарушает принцип равенства всех перед законом и судом. С точки зрения заявителя, возможность возмещения убытков, то есть возможность для гражданина восстановить свои нарушенные права, в данной статье ГПК ставится в зависимость от того, по чьей инициативе его права были нарушены. Если меры по обеспечению иска были предприняты по инициативе истца, то убытки могут быть возмещены, а если по инициативе суда или, например, прокурора, как было в деле Фишер, то возмещать ущерб некому.
Заявитель полагает, что статья 140 ГПК позволяет некоторым участникам гражданского спора злоупотреблять своими правами. Например, прокурор может заявить необоснованное ходатайство в интересах истца.
Кроме того, как считает заявитель, данная норма нарушает также принцип состязательности сторон, потому что истец может потребовать ограничения прав ответчика, а ответчик лишен возможности заявить аналогичное ходатайство в отношении истца.
Заявитель полагает, что оспариваемая норма существенно ограничивает права тех граждан, которые понесли убытки в связи с незаконными исками.
Как ожидается, решение по этому делу КС примет примерно через 2-3 недели.