МОСКВА, 20 января. /Корр. РИА "Новости" Елена
Титаренко/. Пасмурные дни зимы Государственный музей
архитектуры /МУАР/ расцветил выставкой фотографий из своего обширного архива -
"Прелесть Венеции". Данью праздникам христианского мира - от Рождества до
Крещения - стал показ комплекса старинных снимков, на которых запечатлен "самый
волшебный город Старого Света", отметила в интервью РИА "Новости" куратор проекта Мария
Рогозина.
Город на севере
Италии, в средние века "обрученный" с морем, туристы облюбовали, вслед за
купцами, задолго до появления фотографии. Когда же родилась светопись, ее
пионеры - достойные предков, деловитые и небесталанные преемники горожан (в
числе которых - великие живописцы Веронезе, Тициан и Каналетто) - споро наладили
производство фотосувениров, чтобы путешественник мог легко увезти их с собой.
"Можно держать пари, что в Венеции на единицу площади приходится рекордное
количество щелчков затвора фотоаппарата", - убеждены организаторы выставки.
Правда, собранные на ней снимки отразили эпоху, когда собственный фотоаппарат
был диковинкой и в кармане уместиться не мог. В основном здесь работы мастеров
19 века - Паоло Сальвиати, Карло Найя и их предприимчивых коллег. Пожелтевшие
открытки с видами Большого канала, Палаццо Дожей, площади Сан-Марко вдвойне дороги:
почтовые штемпели Европы до всех потрясений 20 столетия и каллиграфический
почерк русских туристов сделали их свидетельством истории.
Собрание МУАР насчитывает сотни тысяч старинных снимков, рассказала Рогозина,
есть среди них и раритеты. Музей располагает и солидной - более 2 тыс -
коллекцией фото, сделанных в пору "первой любви между Венецией и фотографией".
История этой коллекции связана с именами видных российских зодчих - Николая
Колли, Ивана Жолтовского и множества других, кто не только привозил из "города
тысячи каналов", но зачастую при работе держал под рукой фотосепии или
бромсеребрянные отпечатки его палаццо и площадей. Кстати, Жолтовский - творец
московской архитектуры "неоренессанса" - сумел зафиксировать на пленке
колокольню собора Сан-Марко, рухнувшую в июле 1902 года вследствие непродуманной
реставрации. Любопытно и понаблюдать, как еще
до появления цветного фото "штамповались" аналоги картин -
сценки из повседневной жизни и романтические
ночные пейзажи: утром венецианцы делали снимок, днем его вручную
раскрашивали.