Рейтинг@Mail.ru
Госдума уходит от политики к законотворчеству - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Госдума уходит от политики к законотворчеству

Читать ria.ru в
МОСКВА, 16 января. /Политический обозреватель РИА "Новости"/. Новый политический сезон открывает в среду Государственная Дума, собирающаяся на первое в наступившем году пленарное заседание. Первый вице-спикер палаты Любовь Слиска уверена, что в предстоящие полгода в жизни депутатов политики будет значительно меньше, чем рутинной законодательной работы. Однако сразу отдаться усердному корпению над законами парламентариям едва ли придется.

Под занавес прошлогодней зимней сессии в Думе произошла нешуточная коллизия: составляющие большинство депутаты центристских фракций, возмущенные самоуправством думских чиновников, ставящих, по их мнению, палки в колеса законотворческого процесса, потребовали немедленной отставки руководителя аппарата Госдумы Николая Трошкина. Решение вопроса удалось отложить после того, как вернувшийся из командировки в Минск спикер Геннадий Селезнев вступился за своего старого товарища, знакомого ему еще с комсомольских времен.

Тем не менее, центристы пообещали навести порядок в работе аппарата уже в начале зимней сессии. И если Трошкин сохраняет некоторые шансы усидеть в своем кресле, то у руководителя правового управления Госдумы Владимира Исакова положение гораздо хуже - центристы обвиняют его в умышленной волоките и вынесении политически пристрастных юридических заключений на важнейшие президентские законопроекты, такие, например, как Земельный и Трудовой кодексы.

В начале 90-х годов Исаков уже выступал в качестве представителя левой оппозиции власти, занимая при этом руководящие посты в Верховном Совете России. Ему, в частности, принадлежало авторство проекта Конституции, урезавшего права первого президента России Бориса Ельцина. В противостоянии коммунистов с Ельциным Исаков проиграл.

В нынешнем конфликте думского аппаратчика с парламентским большинством результат также предсказать достаточно легко, если центристы, конечно, не откажутся от своих претензий. Среди возможных кандидатов на пост Исакова уже называют нескольких юристов, близких к фракции "Единство".

Впрочем, главное содержание предстоящей сессии составят, разумеется, не проблемы аппарата и тем более не карьерная судьба его чиновников. В подготовленном Любовью Слиской плане законопроектных работ на ближайшие шесть месяцев свыше пятисот проектов федеральных законов.

Строя прогнозы на предстоящую сессию, парламентские аналитики отмечают, что в работе Думы постепенно начинает реализовываться новая схема: президент или правительство вносят законопроект, депутаты большинством голосов утверждают его концепцию, после чего начинается совместная работа над поправками, которая ведет к принятию компромиссного варианта, устраивающего обе стороны.

При этом постепенно увеличивается удельный вес законов, принимаемых по инициативе президента и правительства. Символичен итог предыдущей сессии: количество принятых законов, внесенных президентом и правительством, с одной стороны, и депутатами Госдумы, с другой, оказалось одинаковым - 46,5 на 46,5 процента. К открытию же весенней сессии исполнительная власть подошла с некоторым преимуществом: среди приоритетных законопроектов 51 внесен президентом и правительством, депутатами же только 46.

Если учесть, что зимой и в начале весны в Думе ожидают поступления новых президентских и правительственных инициатив - по военной реформе, реформе местного самоуправления, изменению финансового, налогового, пенсионного законодательства, то преимущество Кремля и Белого дома в итоге может оказаться еще более существенным.

Нелишне заметить, что и чисто "депутатские", на первый взгляд, законопроекты при более внимательном рассмотрении оказываются плодом совместного творчества парламентариев с одним из министерств или ведомств. Дело в том, что последним часто бывает слишком хлопотно проводить свои инициативы через правительство, и они, чтобы сократить время, просят кого-то из депутатов внести в Госдуму соответствующий законопроект от своего имени. В случаях, когда исполнение таких законов не требует дополнительного бюджетного финансирования, руководство кабинета министров не возражает против подобной практики.

"Мы продолжаем двигаться в направлении западной модели законотворчества, когда две трети законов инициируются исполнительной властью, а основная задача всенародно избранных депутатов - выразить свое отношение к ним и внести необходимые коррективы", - говорит высокопоставленный депутат из центристской фракции. "Сегодняшняя ситуация была невозможна в 1994-м и в последующие годы, когда Дума встречала многие инициативы Кремля и правительства в штыки, заставляя президента прибегать к указному праву", - добавляет он.

Эти слова в целом верно передают общий настрой думского большинства, по-прежнему нацеленного на законодательную поддержку политики президента и правительственных реформ. Сюрпризов от предстоящей сессии никто не ждет, а если они и появятся, то исходить, скорее всего, будут со стороны президента и правительства - законодательная инициатива перехвачена ими, судя по всему, всерьез и надолго.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала