Сенаторы инициируют проект закона, который хотели бы ввести, начиная с прихода на бельгийский трон наследного принца Филиппа.
Бюджет двора утверждается в начале правления каждого очередного монарха на весь его срок, чтобы исключить в дальнейшем парламентские дебаты по этому поводу. С приходом к власти нынешнего короля бельгийцев Альберта П в 1993 году этот бюджет был установлен в 244 млн бельгийских франков, или 6,048 млн евро в год.
Чтобы монархия не несла потерь, бюджет привязан к индексу потребительских цен и колеблется вместе с ним. В результате в 2001 году он реально составил 284,9 млн франков /7,062 млн евро/. Из них 70,5 проц пошли на зарплату 130 рабочим, служащим и вельможам двора. 11,2 проц были употреблены на поддержание интерьера и меблировку королевских дворцов. 6,7 проц затрачены на приемы высоких гостей и официальные визиты королевской четы за границу.
Со времени создания независимого бельгийского государства содержание монархии постепенно дешевело, вплоть до предпоследнего короля Ц Бодуэна I. Его бюджет был примерно в три раза ниже бюджета основоположника династии - Леопольда I. К концу правления Бодуэна этот бюджет составлял 0,012 проц всего бюджета государства. При Альберте П бюджет монархии слегка вырос: до 0,015 проц от государственного.
Но это не все, что государство тратит на монархию. К ее бюджету добавляются дотации на членов королевской семьи. Эти дотации каждый год утверждаются парламентом, хотя конституция страны не предусматривает никаких обязательств государства по таким расходам.
По традиции, дотация предоставлялась наследному принцу и вдове предыдущего короля. Дотацию получает принц Филипп. Накануне его свадьбы с Матильдой в 1999 году правительство удвоило государственные средства наследного принца, которые достигли 33,9 млн бельгийских франков в год /840 тыс 359 евро/. Вдова Бодуэна королева Фабиола получает дотацию в 52,6 млн франков /1,303 млн евро/. Принцессе Лилиан, вдове отрекшегося короля Леопольда III, выплачиваются 16,2 млн франков /401 тыс 590 евро/.
Но в 1999 году было также решено выплачивать дотацию дочери Альберта II принцессе Астрид как почетному президенту бельгийского общества Красного Креста в 11,7 млн франков /290 тыс 035 евро/.
Тогда возмутился последний неохваченный дотацией член семьи - младший сын принц Лоран. Он счел, что его деятельность по защите окружающей среды и охране животных, а также представительские функции на научных форумах и международных салонах чего-нибудь, да стоят. И выколотил из правительства 11 млн франков /272 тыс 683 евро/ в год, начиная с октября 2001 года.
Говорят, именно это и спровоцировало всплеск дискуссии о содержании монархии. Ряд сенаторов задались вопросом, где предел вожделений королевской семьи. В целом она обошлась государственной казне в 2001 году в 410,3 млн бельгийских франков, или 10,163 млн евро.
Впрочем, защитники дотаций на монархию в Бельгии утверждают, что ее запросы достаточно скромны. Дескать, Французская Республика обходится дороже: на президентскую администрацию во Франции затрачиваются 12,504 млн евро. При этом они "забывают", что Франция значительно превосходит маленькую Бельгию как по размерам, так и по численности населения. Да и президент выполняет куда как более конкретную функцию, чем король.