Рейтинг@Mail.ru
"Шанхайской шестерке" предстоит непочатый край работы на афганском направлении - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
"Шанхайской шестерке" предстоит непочатый край работы на афганском направлении

"Шанхайской шестерке" предстоит непочатый край работы на афганском направлении

Читать ria.ru в
Дзен
Глава российской дипломатии Игорь Иванов в воскресенье, 6 января, отправляется в Пекин. Вместе с коллегами - министрами иностранных дел стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - ему предстоит поломать голову над тем, как "пахать целину" постталибского урегулирования в Афганистане. Экстренный характер совещания в Пекине вызван происходящими в Центральной Азии переменами, которые непосредственно затрагивают интересы стран "Шанхайской шестерки".
МОСКВА, 4 января. /Политический обозреватель РИА "Новости"/. Глава российской дипломатии Игорь Иванов в воскресенье, 6 января, отправляется в Пекин. Вместе с коллегами - министрами иностранных дел стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/ - ему предстоит поломать голову над тем, как "пахать целину" постталибского урегулирования в Афганистане.

Совещание в Пекине носит экстренный характер, который, впрочем, вполне объясним. Необходимость встречи вызвана происходящими в Центральной Азии переменами, которые непосредственно затрагивают интересы стран "Шанхайской шестерки" - Казахстана, Китая, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

Стремление обеспечить стабильность и безопасность в Центральной Азии стало главным стимулом для создания "Шанхайской пятерки", позднее преобразованной в "шестерку". Не случайно в Декларации о создании Шанхайской организации сотрудничества и других документах ШОС основной акцент сделан именно на взаимодействие по линии безопасности, обороны, на борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

Присутствие в Афганистане экстремистского режима талибов, превращение этой страны в плацдарм международного терроризма было той общей угрозой, которая дополнительно цементировала фундамент ШОС. Теперь талибов уже нет, но это не означает, что у "Шанхайской шестерки" изменились приоритеты. Напротив, именно верность прежним ориентирам побуждает участников организации принять самое активное участие в постталибском урегулировании.

Как полагают в российском МИД, главная задача урегулирования очевидна: надо создать надежные гарантии того, что Афганистан больше никогда не превратится в мировой рассадник терроризма и нетерпимости. При этом на Смоленской площади убеждены, что ШОС должна занять одно из ключевых мест в решении этих проблем.

Мнение Москвы разделяют в других столицах ШОС. Как сообщают корреспонденты РИА "Новости", в Астане, Бишкеке, Душанбе, Ташкенте и Пекине придерживаются идентичных или очень близких подходов к перспективам политического урегулирования в Афганистане и постконфликтного обустройства в центральноазиатском регионе. Формулируя свои позиции накануне внеочередного совещания, представители МИД стран "шестерки" в один голос высказываются за создание принципиально новой глобальной системы безопасности и центральную координирующую роль ООН в этом процессе. При этом в каждой из столиц указывают на недопустимость создания в мире новых разделительных линий, неприемлемость "двойных стандартов", деления террористов на "плохих" и "хороших" и попыток представить антитеррористическую деятельность как противостояние культур, религий и наций.

Впрочем, путь от формирования общего подхода к реальному участию ШОС в процессе постталибского урегулирования вовсе не так прост, как может показаться. Ясно, например, что тут никак не обойтись без обсуждения вопроса о формате присутствия американских и натовских военных в Центральной Азии. А вопрос этот, несмотря на общую приверженность стран ШОС идеям международной антитеррористической коалиции, может стать серьезным камнем преткновения.

Ясно и другое: стремясь к роли ключевого игрока афганского урегулирования, "Шанхайская шестерка" не может обойтись без взаимодействия с такими участниками процесса, как Пакистан, Индия и Туркменистан. Эти страны, как и Монголия, уже заявляли о желании присоединиться к деятельности Шанхайской организации сотрудничества, но до принятия Хартии ШОС вести речь о превращении "шестерки" в "восьмерку" или "десятку" попросту невозможно. Значит, нужно искать другие механизмы.

Положение стран ШОС серьезно осложняется еще и в связи с очередным обострением конфликта между Индией и Пакистаном. Пока эти соседи угрожающе бряцают оружием, договариваться с ними о взаимодействии на афганском направлении будет очень и очень непросто. Вот и выходит, что для того, чтобы от слов об участии в постталибском урегулировании перейти к реальному делу, странам "Шанхайской шестерки" предстоит серьезно потрудиться.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала