По семейной традиции он должен был стать офицером, и мальчика определили в Иркутский кадетский корпус. Однако военная премудрость казалась ему довольно скучной материей и при любой возможности он придавался другим развлечениям. Охлопков успевал учиться в Школе живописи, ваяния и зодчества, совершенствовать свою игру на виолончели в консерватории.
После окончания кадетского корпуса Охлопков устроился в Иркутский драматический театр мебельщиком-декоратором. На этой должности он задержался недолго и вскоре стал актером. Уже в 1920 году он принимает участие в создании иркутского "Молодого театра" и разворачивает там кипучую деятельность. Первой его режиссерской работой стало "массовое действо" в честь 1-го мая, поставленное на городской площади Иркутска.
Около полувека он отдал сцене. С 1923 года работал в театре Мейерхольда, несколько лет возглавлял Реалистический театр в Москве, работал в театрах им.Евг.Вахтангова и им.В.Маяковского. Как режиссеру ему были близки трагические конфликты, отражающие духовную силу человеческой личности.
Лучшие его постановки в театре: "Мать" /Горького/, "Аристократы" /Погодина/, "Молодая гвардия" /Фадеева/. В Большом театре Охлопков поставил оперы "Мать" и "Декабристы".
В 20-е годы он начал работать в кино. Первой ролью Охлопкова стал Скрипач в "Банде батьки Кныша". Зрители помнят его по картинам "Александр Невский", "Повесть о настоящем человеке", "Ленин в октябре". Как режиссер он поставил фильмы "Митя", "Проданный аппетит" и "Путь энтузиастов". К сожалению, ни одна из этих картин не сохранилась.
В знак признания таланта Охлопкова в 1967 году его имя было присвоено Иркутскому драматическому театру.