Музыкальное дарование Скрябина проявилось рано. Уже в пять лет он легко воспроизводил на фортепиано услышанную музыку, а в восемь попытался сочинить оперу. В 1892 году, окончив Московскую консерваторию с золотой медалью, Скрябин начинает концертировать по России.
Уже в это время его творческие интересы сосредоточились на интерпретации собственных сочинений, настоящий успех принесли Скрябину фортепианные пьесы. Произведения этих лет пронизаны атмосферой романтической музыки 19-го века, в частности Шопена и Листа.
В конце 90-х годов Скрябин выходит за рамки лирических произведений. Его творческие поиски сосредоточены на нравственно-философском смысле бытия. Свое видение музыки композитор выразил так: "Создать произведение - значит внушить людям некую важную истину, ведущую ко всеобщим благотворным переменам". Эти творческие задачи он решает, будучи профессором Московской консерватории по классу фортепиано.
В начале 20-го века, живя попеременно в Швейцарии, Франции и Италии, гастролируя по Европе и Америке, Скрябин активно изучает философию Канта, Шеллинга, Гегеля. Свою деятельность он подчиняет созданию воображаемой "Мистерии", в которой находит отражение его романтико-утопическая концепция. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств.
С 1910 года Скрябин поселился в Москве. Критики отмечали "нервную возбужденность игры" Скрябина и вместе с тем исключительную одухотворенность. Его творчество отличает неуловимая изменчивость темпа и ритма, тончайшая градация звучания.
Творчество Скрябина оказало значительное воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20-го столетия.