Австрийским парламентом утверждена новая доктрина национальной безопасности и обороны, в которой Австрия характеризуется уже не как нейтральное, а как "неблоковое" государство. Вместе с тем в документе обозначена возможность присоединения Австрии к НАТО. Как Вы могли бы это прокомментировать?
- Принятый Национальным советом Австрии документ носит рекомендательный характер и не является прямым "руководством к действию". Нейтральный статус страны может быть изменен только путем отмены Конституционного закона о постоянном нейтралитете от 26 октября 1955 года, для чего необходимо большинство в 2/3 голосов парламентариев. Такого большинства сегодня нет, так что вопрос о пересмотре закона не стоит.
Вместе с тем очевидно, что принятое в Вене решение идет в русле того внешнеполитического курса, который провозгласила и стремится реализовать нынешняя правящая коалиция Австрийской народной партии (АНП) и Австрийской партии свободы (АПС), а именно - отказ от нейтралитета и постепенная интеграция Австрии в замкнутые военно-политические структуры.
Известно, однако, что сегодня не только парламентская оппозиция - социал-демократы и "зеленые", но и подавляющее большинство населения Австрии придерживаются иной точки зрения на значение нейтралитета для австрийского государства.
Россия не раз, в том числе на высшем уровне, заявляла о безусловном уважении права Австрии, как и любой другой страны, самостоятельно решать вопрос о своей военно-политической ориентации. Вместе с тем нам трудно согласиться с логикой тех, кто считает членство Австрии в НАТО единственным способом обеспечить ее национальную безопасность. Подлинная безопасность в сегодняшнем мире может быть только общей и равной для всех. Создать ее за счет расширения военно-политических союзов, по нашему убеждению, невозможно.
Никто не станет отрицать, что после окончания "холодной войны" мир кардинально изменился. Однако и в новых условиях политика нейтралитета не утратила своего значения. Отвергая в принципе военно-блоковую модель строительства современной Европы, мы считаем, что система общеевропейской безопасности и в обозримой перспективе немыслима без конструктивной роли нейтральных стран.