Как передает корреспондент РИА "Новости", проведение выставки на исходе первого года третьего тысячелетия должно завершить, по мысли организаторов, празднование 2000-летия Христианства в столице России.
"Земля Библии и Нового Завета живет в сознании христиан и как историко-географическая реальность, и как сакральный, горний мир, не замыкающийся в земных границах", - пояснили в ГТГ.
Восприятие Святой Земли как двуединого понятия легло в основу замысла, реализованного содружеством музеев. Впервые собраны воедино шедевры средних веков и нового времени, посвященные символике, географии и истории той земли, где находятся истоки трех великих культур - иудейской, христианской, исламской.
В подготовке масштабного проекта участвовали крупные фондохранилища России: Русский и Исторический музеи, Научно-исследовательский музей Академии художеств, Российская государственная библиотека, музеи Тулы, Пскова, Нижнего Новгорода и Таганрога; содействие оказала Московская Патриархия.
"Святая Земля в русском искусстве" - это иконы, живопись и графика /гравюры, акварели, рисунки, лубок/, это и рукописи, книги и паломнические реликвии. Среди трехсот произведений искусства, вошедших в экспозицию, многие экспонируются редко или не выставлялись вообще, сообщили РИА "Новости" в ГТГ. Это касается как раскрытой /расчищенной от поздних записей/ специально к выставке иконы XVП века "Святая Мария Египетская с житием", так и портрета главы Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина /Капустина/, чей вклад в упрочение связей России с Палестиной неоценим. Еще один раритет - икона, написанная на рыбьей кости, возможно, рыбы из Генисаретского озера.
Несущие богословское прочтение образа Святой Земли, иконы служат смысловым ядром каждого раздела экспозиции, построенной как путешествие по реальным городам и весям ушедшей эпохи. Центром ее стал Святой град Иерусалим и его главная святыня - храм Гроба Господня. Русские иконописцы символически воплощали земную жизнь Христа и Богоматери. Авторы выставки предпочли поздние иконы, где сакральные мотивы сочетаются с "реалистичными" изображениями священных мест и святынь.
Подлинный образ легендарной Палестины, ее ландшафт, природу и строения запечатлели Василий Поленов, братья Чернецовы и многие иные, вплоть до художников-дилетантов. Зритель словно посетит места событий священной истории: Назарет и Вифлеем, Тивериаду или долину Иордана. Увидит он и евангельские сцены в картинах Александра Иванова, Василия Шебуева, Николая Ге - многих вдохновляла земля, где родился и принял муки Иисус Христос. Однако никогда прежде не делалось попытки осмыслить и показать в едином контексте воплощение этой темы в русской иконописи, живописи, графике, прикладном искусстве, нумизматике. Отразила экспозиция и паломничество в Святую Землю, совершаемое россиянами с XI века.