Программа была утверждена правительственным постановлением в мае этого года. Она рассчитана на период до 2010 года и разделена на три этапа. Первый или подготовительный этап закончится в конце 2002 года созданием открытого акционерного общества "Российские железные дороги", 100 проц акций которого будут принадлежать государству.
Цель второго этапа /2003-2005 годы/ - выделение из ОАО "Российские железные дороги" дочерних компаний по таким направлениям бизнеса, которыми могут заниматься и другие предприятия, что обеспечит условия для реальной конкурентной среды. В ходе третьего этапа реформирования отрасли /2006-2010 годы/ должен быть создан развитой конкурентный рынок железнодорожных перевозок.
В соответствии с программой будет устранено совмещение в рамках одного ведомства функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности. Для правового обеспечения структурной реформы МПС разработало и направило в правительство РФ согласованные с заинтересованными ведомствами изменения и дополнения в федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте" и "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации". Кроме того, подготовлены изменения в федеральный закон "О естественных монополиях", а также в закон "Об открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" и другие основополагающие документы.