В течение 40 лет Танеев был неразрывно связан с Московской консерваторией. Он стал учеником консерватории с первых дней ее существования. Затем профессор Танеев преподавал фортепиано и музыкально-теоретические дисциплины и, наконец, стал директором "кузницы музыкантов".
Танеев был первым исполнителем всех крупных фортепьянных сочинений П.И.Чайковского, с которым его связывала многолетняя дружба. Большое влияние на творчество Танеева оказал Лев Толстой, у которого композитор неоднократно бывал.
Большое внимание Танеев уделял изучению народного музыкального творчества. Мысль о России как части мировой культуры привела его к идее "русской полифонии", то есть к обработке фольклора по правилам строгого стиля. Он воплотил эту ее в "Нидерландской фантазии на русскую тему" и "Увертюре на русскую тему". В фольклоре Танеев видел источники прогресса искусства. "Прочно только то, что корнями гнездиться в народе", - писал он.
Творческая зрелость композитора проявилась в опере "Орестея" - уникальном переложении античного сюжета на музыкальные образы. Знаменит хор Танеева "Восход солнца", который провозглашал торжество добра и справедливости.
В 1912 году увидело свет одно из крупнейших произведений мастера - кантата "По прочтении псалма". Танеевым было создано около 20 камерно-инструментальных произведений. Композитор вернул к жизни почти забытые в 19-м веке хоры и капеллы. Пытаясь соединить в своем творчестве музыку и философию, он стал родоначальником философской кантаты в русской музыке.
В музыке Танеева сплелись традиции Глинки, Чайковского, Баха и Бетховена. Творчество композитора во многом предвосхитило развитие музыки ХХ века.