Рассмотрение дела началось в центральном городском суде Будапешта. Речь идет о 31 картине - шедеврах мировой живописи, принадлежащих кисти венгерских художников Дьюлы Бенцура, Йожефа Рипл-Ронаи, Михая Мункачи и Аурела Берната. Эти работы считаются "национальным достоянием".
Суть судебного разбирательства, где в качестве ответчика выступает венгерское государство, в следующем. В 1948 году богатая венгерская семья, опасаясь за сохранность своей частной коллекции, передала ее на временное "ответственное хранение" генеральному директору Национального музея изящных искусств. Этот музей и по сей день играет роль главной художественной сокровищницы Венгрии. Были оформлены соответствующие договорные документы. Впрочем, их достоверность никто сейчас не оспаривает.
Вскоре владельцы картин выехали в США, где получили американское гражданство. В 1954 году они потребовали возвращения принадлежавших им ценностей. Однако социалистические власти Венгрии эти притязания отвергли, сославшись на закон, запрещающий вывоз из страны предметов "национального достояния". В ответ законные владельцы картин предложили властям отдать произведения искусства их официальным представителям в Венгрии. На сей раз отказ Будапешта мотивировался "необходимостью обеспечения надежной сохранности шедевров мировой живописи".
После смены политического режима в Венгрии в конце 80-х годов наследники обратились с требованием вернуть картины к представителям демократической власти. Но безуспешно. На сей раз отказ мотивировался тем, что с течением времени и по ряду двусторонних венгеро-американских соглашений "указанные художественные произведения стали государственной собственностью".
Эксперты с трудом прогнозируют возможный исход судебного процесса. С одной стороны, исконные владельцы картин вроде бы имеют юридические основания для вывоза их в США. С другой, трудно представить, что власти захотят лишить национальную сокровищницу этих произведений. К тому же Будапешт, по вполне понятным причинам, вряд ли заинтересован в создании прецедента. В противном случае могут объявиться и другие "законные наследники".