Вот уже 380-й год подряд традиционная индейка с клюквенным соусом, поданная с картофельным пюре, отварными овощами, кукурузой и яблочным и тыквенным пирогами на десерт, становится кульминацией последних осенних дней, собирающей за торжественным обедом семьи американцев.
День Благодарения - наиболее семейный и "личный" праздник, когда американцы воздают благодарность за самое главное, что по их мнению, есть в их жизни.
Нынешний год, несмотря на потрясения, пережитые США 11 сентября, не стал исключением. Согласно опросу, проведенному телекомпанией Эй-Би-Си, подавляющее большинство жителей США - 73 проц - главным из того, за что они могут вознести благодарность господу, назвали свои семьи. В то же время с 54 до 22 проц по сравнению с прошлым годом сократилось число тех, кто считает главным свое здоровье, и выросло с нуля до 11 проц количество упомянувших на первом месте безопасность себя самого, а также своих родных и близких.
Любопытно, что, несмотря на то что, такие понятия, как патриотизм, демократия, свобода стали этой осенью для американцев менее абстрактными, в преддверии Дня Благодарения, по данным опроса, они волновали респондентов не больше, чем в прошлом году.
Соображения безопасности оказались ближе - в телерепортажах американских СМИ показывают полупустые залы аэропортов. По данным авиакомпаний, в полет к родственникам на праздник решились отправиться на 20 проц меньше жителей США, чем год назад. Большинство же собирающихся воссоединиться с родными за праздничным столом - от 80 до 90 проц намеревались, по сведениям Американской автомобильной ассоциации, совершить путешествие за рулем.
Интересно, что хотя для большинства опрошенных Эй-Би-Си на первом по значимости месте стоит семья, многие давали и выбившиеся из общего русла ответы на вопрос "о главном". Кто-то благодарен "пиву", кто-то - "соседу по комнате, потому что он за нее платит", другие - "тому, что не женат или не замужем". А один из опрошенных дал нетривиальный ответ, вознеся хвалу "молодым женщинам, большому количеству денег, выдержанным сортам виски и быстрым беговым лошадям".
380 лет назад, когда праздник этот только зарождался, такой ответ вряд ли можно было даже представить.
Верующие американцы и сейчас по традиции молются перед едой, но тогда День Благодарения был исключительно религиозным праздником. Пилигримы-поселенцы, прибывшие в Новый Свет из Англии в поисках религиозной свободы в 1620 году и основавшие поселение Плимут, называли себя пуританами и считали, что англиканская церковь должна быть очищена от "тлетворного влияния Ватикана". Они не праздновали Рождество и Пасху, но отмечали Субботу, соблюдали посты и разговлялись.
День Благодарения отмечался не единожды в году и часто приурочивался к военным победам, хорошему урожаю и другим "богоданным" успехам.
Сами же пуритане представляли из себя небольшую по численности фанатичную религиозную секту, боровшуюся за свободу совести - но лишь для себя. Тех, кто не разделял их верований, поселенцы не жаловали. Не случайно впоследствие в штатах Новой Англии церковь поддерживалась из налоговых сборов, что было уникальным явлением в Америке. Понятна в этом свете и практика "охоты на ведьм", также зародившаяся в Новой Англии.
Проводя параллели с сегодняшним днем, вполне правомерным будет сравнение пуритан с афганскими талибами, считает профессор американской истории из университета Кретона в Омахе Дэвид Лебю. Сегодняшний же "пасторальный" образ, созданный учебниками, фильмами для детей, прессой, является, по его мнению, сознательным упрощением истории.
Любопытно и другое: мало кто из американцев знает, что считающийся хрестоматийным первый День Благодарения, прошедший по всей вероятности в конце сентября 1621 года, для пуритан-поселенцев на самом деле не являлся таковым. Застолье 50 поселенцев с 90 индейцами, изображенное на картинках в американских учебниках истории, было не Днем Благодарения в их понимании, а праздником по случаю окончания сельскохозяйственного сезона - обычай, привезенный из Англии. Но и на это в целях создания более целостной картины своего прошлого американские историки предпочитают закрывать глаза.
Что же касается индейцев племени вампаноаг во главе с их вождем Массассоитом /по его имени впоследствии был назван штат Массачуссетс/, которые действительно разделили тогда с поселенцами трапезу, то их, вопреки школьным рассказам о "братстве" местных жителей и пришельцев, пригласили как военных союзников, помогавших отражать набеги других племен, и не более того. Вскоре поселенцы истребили и своих вчерашних друзей, а голова сына Массассоита - Метакома - украсила шест, воздвигнутый по случаю победы в центре Плимута.
Между тем сама трапеза, продолжавшаяся по свидетельству современника три дня, заслуживает краткого описания. Индейка, считающаяся основой-основ нынешнего меню Дня Благодарения, присутствовала и тогда. Помимо нее, правда, колонисты и индейцы отведали мяса дикой утки, трески, устриц, омаров, оленины и разнообразных местных овощей. Индейка же вошла в историю исключительно потому, что ее обожал президент Бенджамин Франклин. Именно с его легкой руки впоследствии она едва не стала официальным символом Америки на гербе вместо белоглавого орлана. Как знать, чем отразилось бы такое нововведение на национальной психологии американцев и внешней политике страны...
Сам праздник к середине 17-го века распространился по всей Новой Англии и стал отмечаться по четвергам. Затем власти штата Коннектикут ввели его в обиход как ежегодно отмечаемый. О дате праздника, произвольно устанавливаемой властями, население оповещалось за несколько недель.
Лишь в 1777 году Конгресс объявил о праздновании общенационального Дня Благодарения в честь победы над роялистами в битве под Саратогой, впль до конца 18-го века он отмечался в декабре.
До гражданской войны в США День Благодарения праздновали неповсеместно и нерегулярно и лишь президент Авраам Линкольн возродил обычай в 1862 году. Именно с него началось ежегодное официальное празднование Дня Благодарения, а в конце 19-го столетия была установлена и новая дата празднования - последний четверг ноября.
Стоит отметить, что "День индейки", как неофициально называют этот праздник в Америке, оставался на "птичьих правах" до 1941 года. Только президент Франклин Рузвельт официально узаконил его, подписав билль, устанавливающий четвертый по счету ноябрьский четверг как дату общенационального празднования Дня Благодарения. С тех пор он празднуется ежегодно, став для многих американцев единственной возможностью раз в год повидаться с раскиданными по стране родственниками и напоминающий в суете будней о "базовых ценностях".