Ретроспективная экспозиция работ ныне здравствующего ветерана российского фотоискусства убеждает, что никакие перемены - ни в технике, ни в обществе - не способны прервать традицию фоторепортажа, заложенную в России в начале прошлого века.
"Живой классик", каковым, без сомнения, является Шустов, и сегодня удивляет свежестью взгляда. Свой острый глаз он не скрывал и в те годы, когда редкий художник в стране мог ускользнуть от цензуры. С мастерством профессионала Шустов запечатлевал разные, в том числе неоднозначные события - ввод советских войск в Прагу или их пребывание в Афганистане, перекрытие Нила, землетрясение в Перу.
Смелости и раскованности, истинной репортажности съемок способствовал не только незаурядный дар, но и работа фотокорреспондентом в Совинформбюро - АПН. Единственное в СССР информагентство, работавшее в жанре внешней политпропаганды, было известно всему миру и нередко выполняло свою задачу с блеском именно благодаря таким мастерам, как Шустов.
Первым в стране он был удостоен Гран-при Международной выставки "Фотомунди" /Голландия/ за фотографию "Байкал спокоен". Первым из представителей СССР Шустов был награжден премией "Золотой глаз" на престижном конкурсе "Уорлд пресс фото".
Шустов рассказывал о своей стране без гнева и пристрастия, без ложного пафоса: казалось, он просто фиксирует происходящее. Космос покорен человеком - в объективе Терешкова, Гагарин, Хрущев. Генсек ЦК КПСС со свитой встречают зарубежных гостей - снимок запечатлевает радушие и неуклюжесть хозяев. Москва впервые после долгих лет дефицита наполнилась книжными развалами - фотограф без устали щелкает затвором, оставляя незамысловатые, на беглый взгляд, кадры в качестве исторического свидетельства.
Лишенная казенногопафоса подборка фоторабот Шустова представляет собой антологию жизни страны за 6 тревожных и таких разных десятилетий. Эта антология написана с тонким вкусом, юмором, искренней любовью к "материалу исследования".