В период ледостава Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера. Она соединяла поселок Кобона /восточный берег Ладоги/ и поселок Ваганово на противоположном берегу. Для обеспечения безопасности движения машин по ледовой трассе были созданы дорожно-комендантские службы, группы регулировки движения, проложены телефонные и телеграфные линии, работали авторемонтные бригады и пункты технической помощи. В 1942 году всех мужчин, обслуживших Дорогу жизни, направили на передовую. Их заменили женщины из народного ополчения и добровольцы из блокадного города.
Накануне памятной даты корреспонденту РИА "Новости" удалось побеседовать с Верой Ивановной Роговой, служившей на ледовой трассе регулировщицей. Ей было тогда 22 года, но в батальоне она считалась одной из самых "старых", поскольку служили в нем, в основном, вчерашние школьницы и студентки.
На Дороге жизни существовали постоянные посты /через каждый километр стояли регулировщицы/ и так называемые "ходячие" посты /девушки, патрулировавшие участок между постоянными постами/. Если на трассе появлялись трещины или воронки от бомб, рядом выставляли временный пост, т.е. еще одну девушку-регулировщицу, которая стояла там до тех пор, пока опасное место не закрывали деревянными мостками.
Жили регулировщицы в палатках рядом с постами, а чтобы временный дом не унесло ветром, концы палатки заливали водой: они примерзали и крепко держали "жилище".
Кроме палаток регулировщиц на трассе находились палатки технической помощи и обогревательные посты. В них стояли печки-"буржуйки" и грелся бак с водой, чтобы водители грузовиков могли хоть чуть-чуть отдохнуть и согреться. Были на Дороге жизни и ледовые лазареты.
В первое время, когда еще не все службы действовали в полную силу, случалось, что машины уходили под лед. И хорошо, если водитель успевал выбраться, однако случались и трагедии.
Одним из самых страшных бедствий на трассе были бомбежки. Бомбили много и часто.
Вера Рогова считает, что ленинградцам в блокаду, наверное, помогал бог. Обычно только в конце декабря лед на Ладоге становится достаточно крепким, чтобы выдержать вес груженой машины, при этом таять он начинает довольно рано /в середине апреля/. В какой-то степени страшные блокадные морозы спасли город и позволили доставлять ленинградцам продовольствие по льду.
В первую блокадную зиму движение по Дороге жизни продолжалось до 21 апреля 1942 года. После того, как лед растаял, легендарные полуторки заменили катерами и баржами, на которых в Ленинград везли продовольствие, а из блокадного города вывозили ослабевших от голода жителей. Ладожская коммуникация продолжала действовать и после прорыва блокады /18 января 1943 года/, вплоть до полного ее снятия в январе 1944 года. Всего за время блокады по Ладоге было доставлено в Ленинград 1,5 млн тонн грузов /70 проц из них продовольствие/, а из кольца блокады на большую землю вывезено 2,5 млн человек.