Как передает корреспондент РИА "Новости", беженцы делятся на две категории "тех, кто хочет лишь взглянуть на оставшихся в стране родных и убедиться в сохранности своей собственности, а затем вновь вернуться в Пакистан" и лиц, возвращающихся домой навсегда. К последним принадлежат, в основном, этнические узбеки, таджики и хазарейцы, направляющиеся в районы, контролируемые Северным альянсом.
По данным газеты "Пакистан обзервер", у молодых афганцев имеется и чисто практический интерес - правительство профессора Бурхануддина Раббани проводит запись добровольцев в свою армию, причем военнослужащим выплачивается зарплата вполне достаточная для нищего и разрушенного десятилетиями войны Афганистана.
Кроме того, военная карьера всегда считалась в Афганистане весьма почетным и престижным занятием. За два десятилетия многие афганцы сумели легализоваться в Пакистане и обзавестись местными документами, не прерывая при этом своих родственных связей. Теперь многие, годами не видевшие своих близких, устремились на родину. Очевидцы рассказывают, что солдаты Северного альянса весьма лояльно относятся к возвращающимся беженцам любых национальностей и не чинят им препятствий.
Между тем, вернуться назад в Пакистан не просто - границы по-прежнему закрыты. Более того, в последние дни силы пограничников заметно усилены армейскими частями, чтобы не допустить прорыва талибов и их иностранных помощников из числа арабских, чеченских и прочих боевиков. На границе задерживают пакистанцев, которые ушли по призыву местных религиозных лидеров воевать на стороне афганских фундаменталистов.
Илсмабад разрешает въезд в страну только действительно нуждающимся "больным, раненым, старикам и женщинам с детьми, но без сопровождения мужчин".