Михаил Моцак был в числе руководителей учений в Баренцевом море, во время которых 12 августа прошлого года погиб "Курск".
Вице-адмирал сообщил, что в непосредственной близости от атомохода "Курск" была зафиксирована "масса косвенных признаков наличия второго подводного объекта, также, возможно, аварийного". По его словам, этот посторонний объект зафиксировали гидроакустические средства крейсера "Петр Великий". Объект также видели люди, которые пытались вытащить из воды аварийные буи.
В интервью газете "Известия", которое будет опубликовано в субботу, 17 ноября, начштаба Северного флота отметил, что российский "буй до сих пор находится на корпусе "Курска". Другой же "удерживался кабель-тросом на глубине около трех метров". "Фактически он как бы висел на якоре и этим якорем могло быть что угодно", в том числе другая подводная лодка, сказал вице-адмирал. При этом он указал, что аварийные буи как российские, так и иностранные имеют одинаковую раскраску. Неопознанный буй из-за ухудшения погоды позднее был потерян.
Кроме того, отметил начштаба, к вечеру 13 августа летчики на расстоянии примерно 18 миль к северо-западу от "Курска" зафиксировали всплывавшие топливные пузыри. Потом противолодочные самолеты обнаружили уходящую из Баренцева моря подводную лодку, но она также была упущена.
"Аналогичный вылет был совершен на следующие сутки, чтобы подтвердить местонахождение этой подлодки, и по всем каналам сигнал наших гидроакустических буев был прицельно подавлен системой подавления "друзей" из НАТО", - сообщил Моцак.
Вице-адмирал признал, что потеря уходившей субмарины явилось "упущением". Вместе с тем он пояснил, что "Петр Великий", обнаружив затонувшую подлодку и зафиксировав при этом второй подводный объект, своей главной задачей считал "наведение в кратчайший срок на "Курск" сил спасения".
Между тем, отвечая на прямой вопрос о том, действительно ли причиной катастрофы "Курска" стало столкновение с иностранной подлодкой, начштаба Северного флота заявил : "Официального суждения по этому поводу я до сих пор не имею, и даже имея личное мнение, я не могу высказывать его, являясь членом правительственной комиссии".
Моцак также сообщил, что одной из причин, по которой "Курск" стали искать не сразу, стало появление на волнах УКВ "неизвестного корреспондента", работавшего под таким же позывным, что и у "Курска". Таким образом создавалось ложное впечатление о том, что связь с "Курском" не была потеряна. Происхождение этих сигналов до сих пор не установлено, однако не исключается ни хулиганство в эфире, ни преднамеренная работа в эфире "чужих", заявил вице-адмирал.