В русской литературе ХХ века, не бедной яркими дарованиями, Твардовский занимает особое место. Он - едва ли не единственный из великих русских поэтов, которому в ХХ столетии приложим эпитет "народный". И все же споры вокруг фигуры гениального поэта и выдающегося редактора не затихают и по сей день. Для многих современников Твардовского он - символ 60-х, едва ли не первый публичный антисоветчик и борец с официальной линией партии. Другие, напротив, упрекают Твардовского за компромиссы и многочисленные государственные премии.
Александр Трифонович был художником огромного масштаба и ума. Как и большинство талантливых поэтов, он рос стремительно. В 26 лет написал свою первую поэму "Страна Муравия", которая принесла ему всесоюзную известность. На протяжении всей Великой Отечественной войны Александр Трифонович работал над гениальным "Василием Теркиным" - "редкой книгой", отражающей такую "свободу, чудесную удаль, меткость и точность во всем", как отзывался о произведении лауреат Нобелевской премии Иван Бунин. "Василий Теркин" для многих фронтовиков был примером для подражания, "яркой звездой" на фоне суровых будней войны.
"Яркое воплощение общенародных чувств эпохи войны" обеспечило автору почетное место в тогдашней писательской номенклатуре - в 1950 году Твардовский возглавил журнал "Новый мир". Четыре года беспрерывной борьбы Твардовского-редактора вошли в историю отечественной литературы как героический подвиг. Самым смелым деянием "Нового мира" и прежде всего лично Твардовского было открытие Солженицына, публикация его "Одного дня Ивана Денисовича". Со страниц журнала Твардовского к читателю пришло почти все лучшее, что было в тогдашней литературе: Гроссман и Эренбург, Абрамов и Шукшин, Паустовский и десятки других первоклассных талантов.
Пост главного редактора не смог удержать всенародно лоюбимого поэта и от соблазна написать сиквел своего шедевра. "Теркин на том свете" вызвал резкую отповедь руководства партии "за клеветнические выпады против советского строя". Грозная и бесстрашная сатира на мертвое царство тоталитарного режима стоила Твардовскому рабочего места. Когда партийная олигархия вырвала "Новый мир" из рук Твардовского и "разгромила" журнал, это стоило ему жизни.
Твардовский, как никто, защищал иерархию нравственных ценностей, этот "становой хребет" нашей культуры и духовности. Таким и помнят великого поэта его потомки.