В 1886 году Александр Островский, увидев молоденькую Сашеньку Яблочкину в ученическом спектакле, отметил большое дарование актрисы и предложил взять ее в свой класс. Этому не суждено было сбыться, и Яблочкина начала играть в московском театре Корша, исполнив одну из своих лучших ролей - Софью в "Горе от ума".
В 1888 году Яблочкина дебютировала в Малом театре и осталась в нем до конца жизни. Работа с великими мастерами сцены Марией Ермоловой и Александром Ленским стала для нее лучшей школой актерского мастерства. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина старалась следовать им.
"Необычайно красивая, изящная, простая" - такой воспринимали ее современники. Яблочкину отличали высокий вкус и исключительное внимание к чистоте русской речи. Актриса много выступала в пьесах русских и европейских драматургов, но прославилась именно классическими ролями. Зрители Малого театра восхищались Яблочкиной в образах Беатриче в "Много шума из ничего", Марьи Антоновны в "Ревизоре", Офелии в "Гамлете".
Как бы удачно ни сыграла Яблочкина роль, она никогда не успокаивалась на достигнутом и продолжала совершенствовать свой сценический образ. С годами образы Гурмыжской в "Лесе", Чебоксаровой-матери в "Бешеных деньгах", Мурзавецкой в "Волках и овцах" стали намного глубже, точнее и острее. "Прекланяюсь перед дочерью Малого театра", - написала Ермолова Яблочкиной.
Наряду с классическими ролями Яблочкина воплощала женские образы и в произведениях советской драматургии. Запоминающимися были ее Горностаева в "Любви Яровой", Варвара в "Богдане Хмельницком", учительница Горицвет в "Крыльях".
Жизнь и творчество Яблочкиной всегда были неотделимы от Малого театра. На его сцене она создала более 300 ролей. Сейчас имя Яблочкиной носит Центральный Дом актера в Москве.