Рейтинг@Mail.ru
Выступление Владимира Путина и ответы на вопросы журналистов на совместной с Джорджем Бушем пресс-конференции 13 ноября 2001 года - РИА Новости, 04.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Выступление Владимира Путина и ответы на вопросы журналистов на совместной с Джорджем Бушем пресс-конференции 13 ноября 2001 года

Читать ria.ru в
Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина и ответы на вопросы журналистов на совместной пресс-конференции с Президентом Соединенных Штатов Америки Дж.Бушем 13 ноября 2001 года. Вашингтон, Белый дом.

Уважаемые дамы и господа!

Не знаю, будет ли у меня еще возможность выступить перед столь представительной аудиторией прессы. Поэтому начать я бы хотел с того, чтобы поблагодарить Президента Соединенных Штатов не только за любезное приглашение посетить Соединенные Штаты, Вашингтон, но и за очень неформальное начало наших переговоров сегодня.

И мне, и моим коллегам очень приятно быть в Белом доме. Это - историческое место. И Президент Буш счел возможным не только провести меня по служебным помещениям, но и очень по-товарищески, я бы сказал, уже по-дружески, познакомил с теми помещениями, где он живет. Все мне показал, рассказал. Мы остановились почти перед каждой картиной. Это не только очень интересно, но и как бы меняет в лучшую сторону и качество наших отношений.

Я хотел бы еще раз выразить американскому Президенту и всему американскому народу сочувствие в связи с катастрофой в Нью-Йорке, связанной с падением самолета. Знаете, в России есть такая поговорка: пришла беда - открывай ворота, то есть беда одна не приходит. Мы очень сочувственно относимся к этой трагедии и уверены, что и с этим испытанием жители Нью-Йорка и весь народ Соединенных Штатов справится достойно.

Теперь позвольте непосредственно по ходу нашей работы вас проинформировать. Завершается вашингтонский этап переговоров. И должен отметить, что наши беседы уже сейчас весьма содержательны, интересны и полезны, но они будут продолжены еще и в Кроуфорде. Однако предварительные итоги мы оцениваем как весьма положительные. Это - наша четвертая встреча с Президентом Бушем за последние несколько месяцев. Думаю, это наглядный показатель динамики, которую обрели российско-американские отношения в последнее время. Мы стали лучше понимать друг друга, шаг за шагом сближаем наши позиции по ключевым проблемам двусторонних и международных отношений. Сегодня мы уже готовы искать решения по всем направлениям нашей совместной деятельности. Настроены окончательно демонтировать наследие "холодной войны", приступить к формированию нового качества партнерских отношений на долгосрочную перспективу.

Разумеется, мы подробно обсудили тему борьбы с международным терроризмом. Трагические события 11 сентября со всей остротой показали необходимость объединить усилия для решительного противостояния этой глобальной угрозе. Мы воспринимаем ее именно как глобальную угрозу. Террористы и те, кто им помогает, должны знать: справедливое возмездие неотвратимо. И оно настигнет их, где бы они ни пытались найти убежище.

Был также затронут вопрос о посткризисном политическом устройстве Афганистана. Сегодня самое важное, чтобы на афганскую землю вернулся мир и достойная жизнь, а с территории Афганистана не исходила бы угроза другим странам и международной стабильности. Мы, разумеется, не собираемся навязывать свои схемы афганскому народу. Он должен сам, самостоятельно, решать свою судьбу при активном участии Организации Объединенных Наций.

Мы обстоятельно обсудили то, как идет наш диалог по взаимосвязанным вопросам стратегических наступательных и оборонных вооружений. В этой области удалось добиться определенного прогресса. В первую очередь, это касается перспектив выработки надежной и контролируемой договоренности о дальнейших кардинальных сокращениях ядерных потенциалов России и США. И в этой связи должен сказать, что мы высоко оцениваем решение Президента о сокращении СНВ до обозначенного им порога и будем со своей стороны стремиться к адекватному ответу. В вопросах противоракетной обороны позиция России остается неизменной, и мы договорились о том, что мы продолжим диалог и консультации по этому вопросу. Думаю, что подводить окончательные итоги обсуждения этой проблемы пока рано. У нас будет возможность продолжить работу по этой одной из самых сложных проблем на ранчо Президента в Кроуфорде.

Мы обменялись мнениями и по острым международным проблемам. Обсудили ситуацию на Балканах, вокруг Ирака. Подтвердили в принятом Совместном заявлении твердое намерение России и США содействовать преодолению кризиса на Ближнем Востоке и, прежде всего, скорейшему возобновлению переговоров между израильтянами и палестинцами.

Состоялся и серьезный разговор о развитии отношений между Россией и НАТО. В том числе с учетом изменившейся международной ситуации. Считаю, есть возможность для формирования качественно новых механизмов сотрудничества, а именно совместного принятия решений и осуществления скоординированных действий в области безопасности и укрепления стабильности.

Подробно был рассмотрен ряд базовых вопросов экономического взаимодействия. Вы знаете, что российско-американский диалог в этой области стал в последнее время более насыщенным и более предметным. Набирает обороты реализация таких крупных инвестиционных проектов, как Сахалин-1 и нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума. Успешно продвигается сотрудничество в аэрокосмической, горнодобывающей, химической промышленности, в автомобилестроении и других областях. Расширяются прямые контакты между предпринимателями наших стран, в частности, в рамках "Российско-Американского делового диалога". Мы с удовлетворением отмечаем определенный прогресс в решении вопросов о вступлении России во Всемирную торговую организацию, в вопросе признания за Россией статуса страны с рыночной экономикой. И мы почувствовали большое понимание того, что надо решать, наконец, вопросы о выводе России из под действия поправки Джексона-Вэника, не де-факто, а уже в юридическом плане. В этом контексте наш Министр иностранных дел господин Иванов и Государственный секретарь господин Пауэлл обменялись письмами, в которых подтверждается приверженность России и США общим ценностям в области прав человека и религиозных свобод.

Конечно, потенциал двустороннего экономического сотрудничества реализован пока не полностью. Здесь, как и на других направлениях, предстоит большая совместная работа. Но мы твердо верим: ее успех уже во многом предопределен. Предопределен нашим общим настроем на энергичное конструктивное взаимодействие, которое пойдет, уверены абсолютно, на пользу обоим государствам, и которое находит свое отражение и в ходе сегодняшнего визита.

Благодарю вас за внимание.

ВОПРОС: В связи с занятием Кабула войсками Северного альянса и сообщениями о казнях в городе, возможно ли доверить Северному альянсу формирование правительства, представляющего интересы широких слоев населения, и в целом какие шаги планируется предпринять для стабилизации в Афганистане?

В.В.ПУТИН: Все наши действия были направлены на то, чтобы освободить север Афганистана и столицу Афганистана от режима талибов. И любые военные действия сопровождаются не только сопротивлением военного плана, но и информационным сопротивлением. Что мы, собственного говоря, и наблюдаем сегодня. Мы сегодня уже почему-то не вспоминаем об уничтожении культурного наследия человечества в виде буддийских статуй, мы сегодня почему-то не вспоминаем о зверствах талибов на территории Афганистана, и почему-то сегодня мы все меньше и меньше говорим о том, что они укрывают международных террористов.

Тезис о том, что Северный альянс расстреливает пленных запущен несколько дней назад. Несколько дней назад Северного альянса в столице Афганистана не было. Они освобождали северные районы страны. Северные районы страны - скажем для тех, кто не знает - населены этническими группами, которые представлены в самом Северном альянсе: узбеками и таджиками. С трудом себе представляю, чтобы они расстреливали это население. Вообще исключаю. Если же в ходе военных действий есть какие-то нарушения прав человека, нарушения правил обращения с военнопленными, то мы, конечно, должны среагировать на эти нарушения, но для этого нужно представить доказательства подобного рода нарушений. Но говоря об этом, мы не должны забывать и о другом - о том, как люди встречают тех, кто освобождает их от режима талибов. В городах Афганистана, освобожденных от режима талибов, играет музыка, женщины сбрасывают и жгут чадру... Вот на это я попрошу средства массовой информации тоже обращать внимание, если мы хотим быть объективными.

ВОПРОС: Относительно предстоящего сокращения наступательных вооружений, когда можно ожидать и можно ли вообще ожидать, что эти конкретные цифры, названные с обеих сторон, будут оформлены в документальное соглашение, допустим, к предстоящему визиту Президента Буша в Москву и, кстати, когда будет этот визит, уточните, если можно. Спасибо.

В.В.ПУТИН: Я хочу еще раз повторить: Президент имеет приглашение посетить Российскую Федерацию с официальным, с рабочим, частным визитом в любом формате, в любое удобное для него время. Я думаю, что самое лучшее время было бы в начале лета, в период "белых ночей" в Петербурге, хотя, разумеется, мы официальную часть начали бы в столице России - городе-герое Москве. Что касается деловой части, я думаю, что до этого времени наши эксперты поработают. Российская сторона готова все наши договоренности оформить в договорном порядке. В том числе имея в виду вопросы контроля и верификации.

ВОПРОС: Сотрудники администрации Президента Буша неоднократно выражали озабоченность в связи с ситуацией со свободой слова в России, но после 11 сентября создается впечатление, что и в Америке ситуация как бы меняется. Телекомпании вырабатывают специальные правила освещения контртеррористической операции. Где та черта, до которой можно дойти, где начинается, где кончается добровольное самоограничение журналистов?

В.В.ПУТИН (дополняя Дж.Буша): Я считаю, что сегодня предоставлять трибуну СМИ международным террористам - это все равно, что дать возможность в ведущих газетах времен второй мировой войны печатать заявления доктора Геббельса. Этот вопрос можно поставить по-другому: не до каких пор можно ограничивать и контролировать прессу, а до каких пор можно предоставлять возможность террористам или другим деструктивным элементам использовать СМИ для достижения своих античеловеческих целей. Давайте посмотрим на эту проблему со всех сторон.

ВОПРОС: Что можно конкретно предпринять в Афганистане в последующие несколько дней, чтобы обеспечить безопасность жителей Кабула?

В.В.ПУТИН (дополняя Дж.Буша): Не было штурма. Северный альянс давно уже нависает над Кабулом, о чем, собственно говоря, мы и договаривались. Эта была наша общая позиция с Президентом Бушем. Просто они обнаружили, что Кабул оказался брошенным. Они были вынуждены даже ввести туда определенные силы безопасности, чтобы предотвратить грабежи, убийства и вал преступности. Там не было власти. Просто сложно было брать ситуацию под контроль. И поэтому, если бы мы сейчас вот встретили здесь руководство Северного альянса, нам было бы трудно сейчас предъявить им какие-то претензии в том, что они нарушили какие-то договоренности. Потому что они, как и обещали, Кабул штурмом не брали, просто он оказался брошенным. Талибы оттуда, спасая технику и стараясь сохранить живую силу, вышли самостоятельно. Вот и все.

Я думаю, что это очень хитрый ход со стороны самих талибов и, наверное, правильное их решение. Но это не должно нас вводить в заблуждение. Нам предстоит еще серьезная и большая работа. Они ведь не исчезли. Они просто отошли на несколько километров и все. Поэтому мы должны - еще раз повторяю, я согласен абсолютно с Президентом Бушем - следить за всем, что происходит и не допускать нарушений ни прав человека, ни обращения с военнопленными. Это не значит, что мы достигли уже всех своих целей, хотя та черта, о которой мы договаривались, сегодня достигнута.

ВОПРОС: Узбекистан и Таджикистан предоставили воздушное пространство и базы вооруженным силам США. Вы не скрываете, что дали зеленый свет принятию такого решения этими республиками. Не опасаетесь ли Вы, что за этим начнется борьба за сферы влияния, передел сфер влияния в регионе и значимость России для этих республик будет занижена? Спасибо.

В.В.ПУТИН: Что касается возможного передела сфер влияния, усиления американского влияния в Центральной Азии и опасений России по этому вопросу, могу сказать вам следующее. Меня больше беспокоит присутствие или наличие баз подготовки террористов в Северном Афганистане для заброски на Северный Кавказ Российской Федерации - с чем мы и столкнулись в последние годы.

Вы знаете, после того, как был убит Масуд, у меня было очень тяжелое предчувствие. И в этот же день я сказал об этом Президенту Бушу по телефону. Это было до 11 сентября. Это не единичный факт террора. Вот это меня беспокоит по-настоящему.

Если мы посмотрим на взаимоотношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки со старых позиций, с позиций недоверия и вражды, то тогда наши действия неправильны. А если мы смотрим в будущее и хотим выстроить новые отношения, отношения партнерства и союзничества, то этого нечего бояться. Это во-первых. Во-вторых, мы не должны забывать, что и Узбекистан и Таджикистан - это независимые государства и они самостоятельно определяют свою внешнюю политику. Они сами решают, с кем сотрудничать и в каком объеме.

Я на другое обстоятельство обращаю внимание, и сегодня сказал об этом господину Президенту, сказал абсолютно откровенно и могу повторить это вам. Вот сейчас мы говорили о Президенте Мушаррафе, и я считаю, что мы все должны поддержать его сегодня. И это - правильно. Это мы принимаем и с этим согласны. Но правда также и то, что на улицах Пакистана жгут сегодня американские флаги. Мы тоже не должны забывать об этом и проходить мимо этого. На улицах Узбекистана и Таджикистана - а это тоже мусульманские страны - не жгут американских флагов. Больше того, эти государства сотрудничают впервые так открыто и так последовательно с Соединенными Штатами, с международной коалицией по борьбе с террором. А это тоже мусульманские страны, и у них тоже есть свои проблемы. Никто из них не стонет и не пищит. Они решают те проблемы, перед которыми стоят их государства.

В этих условиях сохранение, скажем, в отношении Таджикистана и Узбекистана, той же самой поправки Джексона-Вэника, непризнание за их экономиками рыночного статуса вряд ли можно назвать оправданным и справедливым. Вот об этом мы и должны подумать, если хотим строить новые отношения в новом ХХI веке.

Спасибо вам за внимание.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала