Творческий путь Екатерины Гельцер охватывает полвека в истории русского балета. Первые шаги на сцене она сделала в 90-е годы ХIХ века, а закончила выступать в 40-х годах ХХ века.
Много лет Гельцер выступала на сцене Большого театра. Лишь 2 года она танцевала в Мариинском театре, где на балерину большое влияние оказал балетмейстер Мариус Петипа. Строгая критика выделяла московскую балерину, отмечая ее "блестящий талант".
Образы, созданные Гельцер на сцене Большого театра, были яркими и многогранными: беззаботная Лиза в "Тщетной предосторожности", волевая Медора в "Корсаре", грубоватая Рыбачка в "Любовь быстра" и многие другие.
Гельцер много гастролировала за рубежом, в составе труппы Большого и в антрепризе Сергея Дягилева.
Самым ярким образом, созданным Гельцер на сцене, стала Саламбо из одноименного балета. В этой партии зримо проявилось ее дарование - соединение блестящей танцовщицы и крупной мимической артистки. Спектакль покорял зрителей художественной правдой и напряженным драматизмом.
В 1925 году Гельцер первой из балерин было присвоено звание народной артистки РСФСР. Спустя 2 года на сцену Большого вышел первый советский балет на современную тему "Красный мак", где балерина выступила в роли китайской танцовщицы Тао Хоа. Эта постановка имела огромный успех у зрителей.
С 1935 года она перестала выступать на сцене Большого театра, но активно гастролировала по Советскому Союзу, выступая не только в крупных, но и в маленьких городах.
Последние выступления Гельцер состоялись в Москве в 1942 году. В течение многих лет Гельцер занималась преподавательской деятельностью.