По их словам, "грузинский руководитель, судя по всему, занялся самопиаром, рассчитанным прежде всего на зарубежных потребителей". Источники полагают, что говорить о контроле за границей со стороны Грузии можно лишь весьма условно.
Общая протяженность российско-грузинской границы составляет 350 км, в том числе сухопутная - 272,4 км. При этом чеченский участок составляет 81,4 км. Общая численность личного состава российских пограничников, охраняющих границу с Грузией, составляет около 16 тысяч человек.
"Грузинских пограничников в шесть раз меньше - около 2600 человек. Уже простая арифметика показывает реальные возможности грузинской стороны по охране границы", - указывают источники.
О положении на границе, по их данным, хорошо осведомлены не только в России, но и в стане боевиков, окопавшихся в Грузии, в частности, в Панкисском ущелье.
Источники привели несколько примеров, когда значительные группы чеченских боевиков пытались прорваться через грузино-российскую границу. Так, вечером 25 октября 2000 года пограничниками Назранского отряда во взаимодействии с артиллерийскими подразделениями Объединенной группировки войск пресекли попытку группы вооруженных боевиков численностью 50-60 человек перейти границу из Грузии в Россию.
25 июня 2001 года в Шаро-Аргунском ущелье, высланная для осмотра местности от пограничной заставы "Хуландой" Итум-Калинского погранотряда разведывательно-боевая группа, обнаружила многочисленный отряд боевиков. В ходе преследования потери пограничников составили два человека убитыми и девять - ранеными. Боевики потеряли 21 человек убитыми. Всего же их, по разным оценкам, было в пределах 50-60 человек.
Наконец, отмечают источники, недавние "шатания" по Грузии банды Руслана Гелаева, которого Шеварднадзе не считает террористом, не оставляют сомнений в истинном положении на грузино-российской границе.
Что же касается международного мониторинга, то группа ОБСЕ из 42 человек уже осуществляет его на границах Грузии, "Группа состоит из 26 сотрудников, работающих собственно на границе, и 16 сотрудников оперативного штаба. Как показывает практика, мониторинг, который они осуществляют на вертолете и летом - автомобилях, имеет весьма ограниченный характер".
"Никакой международный мониторинг не изменит ситуацию, пока определенные круги в грузинском руководстве не откажутся от политики попустительства и заигрывания с чеченскими боевиками", - заключают источники.