Как сообщили РИА "Новости" в Центральном музее железнодорожного транспорта России Петербургского государственного университета путей сообщения /ПГУПС/, первый поезд в Москву отошел от перрона вокзала на Знаменской площади /сейчас площадь Восстания/ в 11 часов 15 минут 13 /1/ ноября 1851 года. В пути он находился 21 час 45 минут и прибыл в Москву на следующий день в 9 часов утра.
В музее рассказали, что проект железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой был разработан Павлом Петровичем Мельниковым и Николаем Осиповичем Крафтом. Дорога проектировалась как двухпутная и соединяла Москву и Петербург по прямой, без захода в Новгород и Торжок. Согласно проекту, длина магистрали составляла 660 км.
1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о "сооружении железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой". Павел Мельников и Николай Крафт были назначены начальниками соответственно Северной /Петербург-Бологое/ и Южной /Бологое-Москва/ дирекций. Строительство магистрали началось весной 1843 года и продолжалось 8,5 лет.
Железная дорога Москва - Санкт-Петербург на карте представляет собой почти правильную прямую с небольшим изгибом в районе станции Веребье. Долгое время существовала легенда, что в появлении этого изгиба виноват палец императора, выступивший за границы линейки в тот момент, когда самодержец проводил на карте линию будущей дороги между двумя столицами. На самом деле к строительству Веребьинского обхода длиной 4,6 верст приступили уже после смерти Николая I, в 1877 году. Ранее этот участок дороги был прямым, а через Веребьинскую низину был перекинут мост, сооруженный по проекту инженера-путейца Дмитрия Журавского.
Интересно, что этот мост изображен на одном из барельефов, украшающих памятник Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Автор барельефа, скульптор Рамазанов, запечатлел посещение государем императором Веребьинского моста: Николай I в окружении членов императорской фамилии беседует с графом Клейнмихелем. Чуть поодаль стоят начальник Северной дирекции дороги полковник Мельников и автор проекта моста капитан Журавский. На заднем плане - мост с проходящим по нему составом.
На барельефе запечатлен исторический факт. В августе 1851 года, за несколько месяцев до открытия Николаевской железной дороги "для общественного пользования", император совершил по ней первое путешествие из Петербурга в Москву. По свидетельству очевидцев, перед каждым большим мостом поезд Николая останавливался, государь со свитой спускался к реке и оттуда наблюдал за прохождением состава по мосту.
Строительство Веребьинского обхода увеличило длину железнодорожного пути до 649,5 км. Лишь 26 октября 2001 года дорога вновь "выпрямилась": в рамках реконструкции главного хода магистрали был заново построен участок Бурга-Торбино, что позволит поездам развивать скорость до 250 км/ч.
Железная дорога была названа Николаевской в честь императора Николая I после его смерти в 1855 году. 27 февраля 1923 года Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую.