Никто из классиков мировой литературы не занимался кризисами и метаморфозами сознания в такой степени, как Достоевский. Важная черта его реализма - желание связать воедино распад и самоопределение личности в бурном потоке общественных процессов.
"В народных началах залог того, что Россия сможет сказать слово в грядущем человечестве", Достоевский верил в духовность русского народа. Он обратил пристальное внимание на религиозные чувства, живущие в народе. Образ Христа был для него прежде всего "идеалом человека во плоти".
В "Бедных людях", "Униженных и оскорбленных" и других романах герои ищут выход из мучительных страданий, лучшую долю. Достоевский был уверен, что смысл жизни человека в том, чтобы "быть" кем-то, а не "иметь" что-то. Лишь дорога морального совершенствования приближает человека к Богу, вещи же делают жизнь суетной и бессмысленной.
Важная черта произведений Достоевского - многоголосие героев. У каждого есть своя "идея", и она составляет его суть. Но многоголосие существует и в душе героя, который колеблется, говорит одно, а думает другое. Таковы "голоса" у братьев Карамазовых, в столкновении героев создается понимание мира.
Современники неоднозначно оценивали творчество мастера. Когда Достоевский предложил "Село Степанчиково" в "Современник", Некрасов написал: "Ему больше не написать ничего". "Пророком русской революции" назвал его Дмитрий Мережковский.
При всей неоднозначности, полярности оценок, творчество Достоевского обогатило не только русскую, но и мировую культуру.